Внешняя часть свитка


Внешняя сторона древнего папируса | Кроссворды, Сканворды

В древности писали на папирусных свитках. Это был прототип современной бумаги. Во многих европейских языках слово «бумага» произошло именно от слова «папирус». Главное отличие состоит в том, что сырьё не превращали в массу, которую потом высушивали на ситах, но разрезали и склеивали стебли растения.

Внешняя сторона древнего папируса выделывалась менее тщательно, чем внутренняя. Версо практически не использовалась для письма, лишь в том случае, если текст не помещался полностью на стороне ректо. При склейке папирусных листов учитывалось направление волокон, а также их положение при будущем скручивании свитка.

Кипяток, клей и немного уксуса были ингредиентами для папируснго клея. В один свиток входило до двадцати склеенных листов. Плиний Старший, которого называют «отцом истории», описывал различные сорта папируса, которые не известны по данным археологических находок, ведь этот материал разрушался подобно современной бумаге. С наступлением эпохи эллинизма качество египетского писчего материала снизилось, проиграв в извечной борьбе с количеством. Ответ: версо.

 

https://krosswordscanword.ru/otvety-na-krosswordy/vneshnyaya-storona-drevnego-papirusa.htmlВнешняя сторона древнего папирусаadminОтветы на кроссвордыкроссвордВ древности писали на папирусных свитках. Это был прототип современной бумаги. Во многих европейских языках слово 'бумага' произошло именно от слова 'папирус'. Главное отличие состоит в том, что сырьё не превращали в массу, которую потом высушивали на ситах, но разрезали и склеивали стебли растения. Внешняя сторона древнего папируса выделывалась менее...admin AdministratorКроссворды, Сканворды

Занимательное свитковедение для чайников - по следу танцующей кисти — ЖЖ

В Японии, наверное, сложно найти более популярное украшение, и предмет интерьера, чем каллиграфический свиток. Их вывешивают и в комнатах для чайной церемонии, и в простых квартирах, и даже в обычных ресторанах. При всём при том, эти свитки, при кажущейся своей простоте, как и многое в Японии, на самом деле очень жёстко регламентированы, а их форма и внешний вид строго определены. Какие же они бывают, и в чём между ними разница.
Существует множество слов, обозначающих каллиграфические свитки в разных случаях. Наиболее распространённое, повседневно используемое обычными людьми – какэдзику.
Термин «хёгу» используется в более профессиональном смысле и означает не просто вещь, вешаемую на стену, но некий предмет, состоящий из определённых частей, с вклеенным произведением для демонстрации. Таким образом «хёгу» объединяет не только свитки, но и другие различные рамки, ширмы и прочее. Кстати, вопреки существующему стереотипу, произведение не пишется сразу на свитке, а приклеивается к нему. Таким образом, изначально свитки существуют и создаются отдельно от произведений. Однако, очень часто свиток создаётся специально под конкретное произведение.
Основных функций у свитка две. Первая – привычная нам демонстрация произведения. Создание особого украшения, обрамления. Не даром даже свиток называют «одеждой» произведения, а вклеивание произведения называется «одеванием».
Вторая – сохранение произведения, как картины в запасниках музея. Наклеенное произведение меньше изнашивается, а срок его жизни может составлять столетия.
Традиция создавать каллиграфические свитки пришла в Японию из Китая. Некоторые из них были формализованы и классифицированы уже в Японии. Эти свитки получили общее название «Ямато-ситатэ». Свитки, пришедшие в Японию и сохранившиеся в «исконном» виде, стали называть «мондзин-ситатэ». Кроме этого существует так же несколько видов свитков, созданных уже непосредственно в Японии.
В дальнейшем тексте будет очень много специальных терминов, которые я оставил на японском, приложив к каждому небольшое русское пояснение, которое, как мне кажется, должно примерно выражать содержание японского термина, либо сделать его более ассоциативно понятным читателю. Для того, чтобы стало ещё понятнее, прежде чем приступить к чтению, рекомендую ознакомиться с составными частями свитка, чтобы было проще воспринимать дальнейший материал. Возможно, по ходу чтения к этой схеме придётся возвращаться несколько раз. В качестве свитка для примера, чтобы показать все составные части, я выбрал, хоть и не самый часто используемый, но самый «оборудованный», свиток типа «син-но-син»

I. Свитки «Ямато-ситатэ»
Свитки «Ямато-ситатэ» разделяются на три вида – «син», «гё» и «со». Каждый из этих видов в свою очередь разделяется ещё на 3 одноимённых подвида. Исключение составляет вид «со» в котором нет подвида «син» (в настоящее время), а есть только «гё» и «со», соответственно. Таким образом, всего существует 8 форм свитков «Ямато-ситатэ»
Считается, что эти формы были утверждены Соами, исходя из трёх типов чайной церемонии (син, со и гё соответственно).

1) Вид син (真)
Вид «син» так же называется «хёхо» и «хёхоэ» Представляет собой буддийские свитки. Используется для картин и надписей религиозного содержания таких как изображения Будд, мандал, портретов монахов, картин, молитвословий и т.п. Отличительной особенностью является окаём внутреннего поля нитями с внешней и внутренней сторон. С внутренней стороны, обычно, нитью бледно-желтого цвета, с внешней – фиолетового, однако это не обязательное условие.

Подвиды
а) син-но-син – самый «полный» вариант свитка. Общее поле-«собэри», внутреннее поле-«тюбэри» и поле «итимондзи» полностью охватывают произведение-«хонси». Края внутреннего поля-«тюбэри» с внешней и внутренней стороны окаймляются нитями.
б) син-но-гё – То же, что и син-син, но поле «итимондзи» охватывает произведение-«хонси» не с четырёх сторон, а только сверху и снизу.
в) син-но-со – Поле «итимондзи» полностью отсутствует. Всё остальное то же, что и син-син

2) Вид гё (行)
Вид гё так же называется «Дохо», «Дохоэ». Это обычные каллиграфические свитки. Используются для песен, стихотворений и их черновиков, картин, того, что вызывает личные воспоминания и эмоции и так далее.

Подвиды
а) гё-но-син – Общее поле-«собэри» охватывает произведение не полностью, а только сверху и снизу. Внутреннее поле-«тюбэри» и поле «итимондзи» охватывают произведение полностью. Внутренне поле-«тюбэри» не окаймляется нитью по краям
б) гё-но-гё – То же, что и гё-но-син, но поле «итимондзи» охватывает произведение-«хонси» не с четырёх сторон, а только сверху и снизу. Из-за того что верхняя часть «Небо», Внутреннее поле и поле «итимондзи» визуально отделены друг от друга, так же часто называется «трёхступенчатым» свитком.
в) гё-но-со – Поле «итимондзи» полностью отсутствует. Из-за этого называется «двухступенчатым» свитком

3) Вид со (草)
Вид «со» так же называется «римпо», «римпоэ» и «ринхоэ». Это так называемые «чайные» свитки. (По другой версии название «чайные свитки» ошибочно, так как для чайной церемонии вполне возможно использование свитков вида «гё». Товарищи, чайники – прокомментируйте, пожалуйста!) Практически то же самое, что и вид «гё», но в отличие от вида гё поле для произведения-«хонси» - гораздо больше, за счёт чего внутренне поле-«тюбэри» резко уменьшается.

Подвиды
а) со-но-гё – гё-но-гё с увеличенным полем «хонси»
б) со-но-со – Поле «итимондзи» отсутствует.

II. Свитки «Мондзин-ситатэ»
Поскольку это свитки, сохранившиеся в том виде, как они пришли из Китая, они используются для картин в китайском стиле, написания китайских стихов, произведений китайских художников и портретов китайских знаменитостей.

1) Вид «Фукуро-ситатэ»
Делаются из одного вида ткани, верх и низ не различаются и объединены средней частью. Бывают разных видов, как с полем «итимондзи», так и без оного, а так же, с окаймлением поля для произведения-«хонси» и без. Завязки-украшения «футай» не применяются.

Подвиды:
а) «Кири-ситатэ», так же «мару-хёгу». – Есть поле «итимондзи» сверху и снизу поля «хонси».
б) «Хон-фукуро-хёгу» То же, что и «мару-хёгу», но дополнительно поля «хонси» и «итимондзи» окаймлены общей нитью

2) «Мётё-ситатэ».
Так же «мё-хёгу», «фукуро-мётё». С правого и левого края свитка пускается нить или полоса ткани/бумаги шириной, примерно, 3 процента ширины свитка. Этот вариант оформления свитка получил своё название за то, что был популярен в эпоху династии Мин. В Японии получил распространение примерно с середины эпохи Эдо

3) «Тай-мётё-ситатэ»
Вертикальные части внутреннего поля «тюбэри» («хасира») по всей своей ширине проходят от самого верха до самого низа свитка. Если оно одного цвета с «небом» и «землёй», то дополнительно отделяется нитью по границе.

4) «Тан-хёгу»
Все элементы (Небо, земля, внутреннее поле, поле «итимондзи», завязки-украшения «футай» и т.д.) делаются

Свиток против рамы, или Зачем китайцы сворачивают картины в рулон

Мы, европейцы, привыкли, что картина должна быть оформлена в раму и висеть на стене. На востоке все по-другому. В наше время, конечно, багет проник и туда, и картины на стенах можно увидеть, но традиционный способ представления живописи в виде свитка по-прежнему используется в Японии, Корее и Китае, откуда он родом.
Давайте разбираться, что это такое и зачем оно нужно. История свитка, как и множества других китайских изобретений, насчитывает тысячелетия. Всё началось в 6 веке до нашей эры, когда тексты наносили за неимением других подходящих носителей на внутреннюю поверхность скрепленных между собой бамбуковых палочек, а палочки затем сворачивали в рулоны.

Постепенно вместо бамбука для письма, а потом и живописи стали использовать шелк, а затем и бумагу, но привычный рулонный формат сохранился. Рисовая бумага и шелк — нежная штука, требующая деликатного обращения, поэтому каллиграфию или картину наклеивали на более плотную основу, обрамляли шелковыми полями и сворачивали в рулон, а точнее свиток.

Для нас это непривычно, но на самом деле практичность и удобство такого способа очень впечатляют. Во-первых, шелк создает поле вокруг картины, поэтому в случае чего порвутся, помнутся и испачкаются поля, а не сама работа. Во-вторых, на краях свиток плотный, ведь шёлк обладает некоторой дополнительной по сравнению с бумагой толщиной, а внутри витки более свободные. Это значит, что, с одной стороны, внутрь не проникнет пыль, а с другой стороны, благодаря циркуляции воздуха работа не пострадает от плесени или гниения. Мне кажется, что дошедшие до наших дней древнейшие образцы живописи своей сохранностью обязаны в том числе оформлению в свитки.

И наконец представьте, что проще и удобнее перевозить и хранить — тяжелые, объемные рамы или легкие и компактные свитки. И найти нужный не так сложно: на внешней стороне каждого свитка есть информация о его содержимом, а еще к торцу прикреплена табличка с этой же информацией. Это немного похоже на книжные корешки — не надо снимать книгу с полки, чтобы понять, что за произведение перед вами.
Самое интересное, что оформление картин и каллиграфии в свитки оказывает огромное влияние на то, как зритель взаимодействует с картиной. Вы скажете: какое тут может быть влияние, смотришь и смотришь, хоть на китайский свиток, хоть на европейскую картину маслом. Но все не так просто! Длина горизонтального свитка может быть несколько метров, а порой и несколько десятков метров. Такую работу невозможно не только повесить на стену, но и развернуть во всю длину. Поэтому картину достают только по особым случаям. Вы берёте деревянный футляр, в котором обычно хранится работа. Достаёте свиток, завернутый в кусок шёлка, развязываете шёлковый шнурок, кладете свиток на стол. Кстати, китайские столики с загнутыми вверх краями как раз для свитков и предназначены: не дают им раскручиваться и падать на пол.

На каждом краю свитка обычно есть цилиндр, с помощью которого вы постепенно разворачиваете работу на ширину в несколько десятков сантиметров, затем постепенно накручиваете просмотренную часть на правый цилиндр и разворачиваете работу дальше. Если это ваше первое знакомство со свитком, вы не имеете представления, что ждет вас далее, вы совершаете самое настоящее путешествие с правого края картины до левого её края. Это похоже на чтение книги или просмотр фильма, у которых, в отличие от привычной нам живописи, есть начало и конец. Но при этом вы сами делите картину на участки, как бы кадрируете её, какие-то части рассматриваете подробно, что-то прокручиваете быстрее, то есть вы по существу становитесь со-творцом художника! Потом вы проделываете обратный путь, слева направо, подмечая новые подробности и детали, и после такой прогулки свиток отправляется на полку до следующего сеанса. В таком формате смотреть картину большой компанией совершенно невозможно; это интимное общение с произведением искусства для одного, максимум двух человек, с близкого расстояния, в непосредственном контакте с картиной.

В наше время в музеях и на выставках экспонируются развёрнутые свитки, хотя для музейщиков это всегда непростая задача. Если вам попадется такое произведение, не забудьте, что смотреть его надо справа налево, а не как эта пара, слева направо!

У горизонтальных свитков есть ещё одна фишка: с левой стороны у старинных работ часто находится так называемый колофон —один или несколько текстов с различными надписями. Первую запись обычно оставлял автор картины, а следующие добавляли и многочисленные владельцы, и еще более многочисленные зрители. Кто-то написал о своих впечатлениях от картины, кто-то согласился с автором комментария и добавил своё видение, кто-то поспорил, здесь цитаты из чужих стихов и собственные стихи, навеянные живописью. Что-то есть в этом очень современное, вам не кажется? Автор каждой надписи сопровождал ее собственной печатью. К этой части свитка подклеивали новые листы и порой ее длина становилась гораздо больше самого произведения. Свитки с колофоном очень высоко ценятся коллекционерами, потому что это больше, чем живописное произведение и интересный исторический документ; это живой диалог между автором и зрителями, зачастую разделенными многими поколениями.

Свиток может создать только настоящий мастер. Представьте, что вам надо нарисовать картину длиной в несколько метров. Вы не можете увидеть ее целиком, вы последовательно работаете над отдельными кусочками, но все они должны быть частью целого, нести один замысел. При этом китайская живопись, в отличие от масляной, не позволяет что-либо исправить. Каждый мазок, каждая линия должны сразу лечь на свое место, без права на ошибку. К тому же никаких карандашных набросков в китайской живописи не существует, все делается сразу начисто, с белого листа. Кроме того, зрители сами будут кадрировать вашу работу, поэтому композицию надо продумать так, чтобы в ней не было швов, чтобы, скажем, пейзаж, а это самый распространенный жанр в горизонтальных свитках, плавно разворачивался перед глазами.

.

С третьего века нашей эры китайцы стали оформлять работы и в вертикальные свитки, и эта традиция жива в наши дни с сохранением тех же принципов и приемов, что и два тысячелетия назад. Здесь способ знакомства с произведением ближе к нашему, европейскому, но все же не точно такой же. Такие произведения, как и у нас, вешают на стену для любования. Но китайцы считают, что картиной надо именно любоваться, а не делать ее частью повседневного пейзажа, привычной и не вызывающей душевного отклика деталью интерьера. Поэтому картину вывешивают только на какое-то время, часто по сезону или по какому-то специальному случаю. Так что свиток большую часть времени хранится в свернутом виде, а его созерцание становится радостным событием.

Довольно популярен формат четырех свитков: по временам года, с четырьмя благородными растениями (слива, орхидея, бамбук, хризантема), с четырьмя красавицами.

Поделюсь любопытными особенностями оформления свитков. Верхнее поле принято делать больше, чем нижнее, оно называется небо, а нижнее, соответственно, земля. Сверху у неба есть рейка с шелковым шнуром, который закрепляет свиток в свернутом виде и за который развернутую работу вешают. Снизу — цилиндрический утяжелитель, на него наматывают свиток, а еще он не позволяет работе скручиваться, когда она висит на стене. Интересно, что у горизонтальных свитков тоже есть небо и земля, только там небо находится справа, а земля слева. Есть разные стили оформления — в один, два или три цвета. Свитки позволяют интересно скомпоновать живопись и каллиграфию.

Изготовление свитков — это отдельное увлекательное искусство. Прежде всего надо рассчитать размер готового свитка в зависимости от размера изображения (существуют каноны, определяющие ширину неба, земли и боковых полей). Рисовая бумага очень тонкая, кроме того она после нанесения изображения или иероглифов становится как бы покоробленной. Чтобы разгладить ее, сделать краски ярче и укрепить, работу надо наклеить на плотную и гибкую бумажную основу. Потом надо решить, какой шелк подойдет, сколько использовать цветов, делать ли вокруг изображения тонкий кант из тесьмы и выбрать цвет канта. Наконец приклеиваешь шелковое обрамление, и картина сразу оживает! Остаётся закрепить верхнюю рейку с шелковой ленточкой и нижний утяжелитель, вставить в утяжелитель декоративные деревянные заглушки, и свиток готов.

Мне всегда очень радостно, если кто-то из покупателей хочет получить именно свиток, потому что картина сразу приобретает законченный вид, при этом она сохраняет легкость в прямом и переносном смысле, ведь изображение не закрыто стеклом. Ну и удобство тоже никто не отменял: достаточно маленького гвоздика, чтобы работа заняла свое место на стене!

секрет долговечности свитков Мертвого моря, датируемых 250 годом до н.э / Блог компании ua-hosting.company / Хабр

В современных музеях и архивах древние тексты, рукописи и книги хранятся в определенных условиях, что позволяет сохранить их первозданный вид для будущих поколений. Самым ярким представителем нетленных рукописей считаются свитки Мертвого моря (Кумранские рукописи), впервые найденные еще в 1947 году и датируемые 408 годом до н. э. Некоторые из свитков сохранились лишь фрагментарно, но есть и практически не тронутые временем. И тут возникает очевидный вопрос — как же людям более 2000 лет тому назад удалось создать манускрипты, дожившие до наших дней? Именно это и решили выяснить в Массачусетском технологическом институте. Что нашли ученые в древних свитках и какие технологии использовались для их создания? Об этом мы узнаем из доклада исследователей. Поехали.

Историческая справка


В относительно недалеком 1947 году бедуинские пастухи Мухаммед эд-Дхиб, Джума Мухаммед и Халил Муса отправились на поиски пропавшей овечки, которые привели их к пещерам Кумрана. Нашли ли пастухи заблудившееся парнокопытное история умалчивает, но они обнаружили нечто куда более ценное с исторической точки зрения — несколько глиняных кувшинов, в которых были спрятаны древние свитки.


Пещеры Кумрана.

Мухаммед достал несколько свитков и принес их в свое поселение, чтобы показать соплеменникам. Некоторое время спустя бедуины решили передать свитки торговцу по имени Ибрагим Иджа в Вифлееме, однако последний посчитал их мусором, предположив, что их украли из синагоги. Бедуины не оставляли попытки продать свою находку и отправились на другой рынок, где сирийский христианин предложил купить у них свитки. В результате к беседе подключился шейх, чье имя осталось неизвестным, и посоветовал обратиться к торговцу антиквариатом Халилу Эскандеру Шахину. Результатом этой немного запутанной истории поиска рынка сбыта стала продажа свитков за 7 иорданских фунтов (чуть более 314 долларов).


Кувшины, в которых были найдены свитки.

Возможно, бесценные свитки так и пылились бы на полках торговца антиквариатом, если бы не привлекли внимание доктора Джона К. Тревера из Американской школы исследования востока (ASOR), который сравнил сюжеты в свитках с подобными в папирусе Нэша, старейшей из известных тогда библейских рукописей, и нашел сходство между ними.


Свиток Исаии, содержащий практически полный текст Книги пророка Исаии. Длина свитка составляет 734 см.

В марте 1948 года, в разгар Арабо-израильской войны, свитки были транспортированы в Бейрут (Ливан). 11 апреля 1948 года глава ASOR Миллар Берроуз официально объявил об обнаружении свитков. С этого момента начались полномасштабные поиски той самой пещеры (ее назвали пещера №1), где были найдены первые свитки. В 1949 году правительство Иордании выдало разрешение на проведение поисков на территории Кумрана. И уже 28 января 1949 пещера была найдена бельгийским наблюдателем Организации Объединенных Наций капитаном Филиппом Липпенсом и капитаном Арабского легиона Аккашем эль-Зебном.

С момента нахождения первых свитков было обнаружено 972 манускрипта, часть из которых были целые, а часть — собрались лишь в виде отдельных фрагментов. Фрагменты были достаточно маленькие, а их число перевалило за 15 000 (речь о найденных в пещере №4). Один из исследователей пытался сложить их воедино вплоть до своей смерти в 1979 году, но так и не смог закончить свой труд.


Фрагменты свитков.

По своему содержанию свитки Мертвого моря состояли из библейских текстов, апокрифов и псевдоэпиграфов и литературы кумранского народа. Язык текстов также был разнообразен: древнееврейский, арамейский и даже греческий.

Написаны тексты были с помощью угля, а материалом для самих свитков послужили пергаменты из кожи коз и овец, также встречались манускрипты и на папирусе. Небольшая часть найденных свитков была выполнена техникой выдавливания текста на тонких листах меди, которые потом скручивались и помещались в кувшины. Развернуть такие свитки без неминуемого их разрушения ввиду коррозии было невозможно, посему археологи разрезали их на части, которые потом составляли в единый текст.


Фрагменты медного свитка.

Если медные свитки продемонстрировали беспристрастную и даже жестокую природу течения времени, то были и те, над которыми время будто было не властно. Одним из таких экземпляров является свиток длиной 8 метров, привлекающий внимание своей малой толщиной и ярким цветом слоновой кости. Археологи называют его «Храмовый свиток», ввиду упоминания в тексте Первого Храма, который должен был воздвигнуть Соломон. Пергамент данного свитка имеет слоистую структуру, состоящую из коллагенового основного материала и нетипичного неорганического слоя.


Храмовый свиток. Лучше рассмотреть весь Храмовый свиток можно по этой ссылке.

Ученые в рассматриваемом нами сегодня труде провели анализ химического состава этого необычного неорганического слоя посредством рентгеновской и рамановской спектроскопии и обнаружили солевые породы (сульфатные эвапориты). Такая находка указывает на некий уникальный метод создания анализируемого свитка, способный открыть тайны сохранения древних текстов, которые можно будет применить и в наше время.

Результаты анализа Храмового свитка


Как отмечают ученые (и как мы сами можем видеть из фото), большинство свитков Мертвого моря достаточно темные по цвету, и лишь небольшая часть светлого цвета. В дополнение к своему яркому внешнему виду, Храмовый свиток имеет многослойную структуру с текстом, написанным на неорганическом слое цвета слоновой кости, который покрывает кожу, использованную как основа свитка. С обратной стороны свитка можно заметить наличие волосков, оставшихся на коже.


Изображение №1: А — внешний вид свитка, B — место, где неорганический слой и текст отсутствуют, С — текстовая сторона (слева) и обратная сторона (справа), D — свет показывает наличие участка, где отсутствует неорганический слой (более светлые участки), Е — Увеличенная оптическая микрофотография области, выделенной пунктиром на 1С.

Следы волосяного фолликула*, видимые на обратной стороне свитка (), говорят о том, что часть текста на свитке была написана на внутренней стороне кожи.

Волосяной фолликул* — орган, расположенный в дерме кожи и состоящий из 20 различных типов клеток. Основной функцией данного динамического органа является регуляция роста волос.
На текстовой стороне присутствуют «голые» участки, на которых нет неорганического слоя (1C, слева), отчего виден желтоватый коллагеновый основной слой. Также были обнаружены участки в местах скручивания, где текст вместе с неорганическим слоем «перепечатался» на обратную сторону свитка.

µXRF и EDS анализ свитка


После визуального осмотра свитка ученые провели µXRF* и EDS* анализ.
XRF* (рентгенофлуоресцентный анализ) — спектроскопия, позволяющая узнать элементный состав вещества посредством анализа спектра, возникающего при облучении исследуемого материала рентгеновским излучением. µXRF (микрорентгенофлуоресцентный анализ) отличается от XRF значительно меньшим пространственным разрешением.

EDS* (энергодисперсионная рентгеновская спектроскопия) — метод элементного анализа твердого вещества, в основе которого лежит анализ энергии эмиссии его рентгеновского спектра.


Изображение №2

Храмовый свиток отличается своей неоднородностью () с точки зрения химического состава, именно по этой причине ученые и решили применить столь точные методы анализа как µXRF и EDS на обеих сторонах свитка.

Суммарный µXRF спектр областей интереса (участков свитка, где проводился анализ) показал сложную композицию неорганического слоя, состоящую из множества элементов, основными из которых являются (): натрий (Na), магний (Mg), алюминий (Al), кремний (Si), фосфор (P), сера (S) хлор (Cl), калий (K), кальций (Ca), марганец (Mn), железо (Fe) и бром (Br).

µXRF карта распределения элементов показала, что основные элементы Na, Ca, S, Mg, Al, Cl и Si распределены по всему фрагменту. Также можно предположить, что алюминий достаточно равномерно распределен по всему фрагменту, однако ученые не готовы утверждать это со 100% точностью ввиду сильного сходства K-линии алюминия и L-линии брома. А вот наличие калия (K) и железа (Fe) исследователи объясняют загрязнением свитка, а не намеренным внедрением этих элементов в его структуру во время создания. Также наблюдается повышенная концентрация Mn, Fe и Br в более толстых областях фрагмента, где органический слой не был отделен.

Na и Cl показывают одинаковое распределение по всей изучаемой области, то есть концентрация этих элементов достаточно высокая в участках, где присутствует органический слой. Однако между Na и Cl есть отличия. Na распределен более равномерно, в то время как Cl не соответствует структуре трещин и небольших отслоений в неорганическом слое. Таким образом, карты корреляции распределения Na-Cl могут указывать на присутствие хлорида натрия (NaCl, т.е соль) только внутри органического слоя кожи, что является следствием обработки кожи при подготовке пергамента.

Далее исследователи провели сканирующую электронную микроскопию (SEM–EDS) интересующих их участков свитка, что позволяет количественно определить химические элементы на поверхности свитка. EDS обеспечивает высокое латеральное пространственное разрешение благодаря сравнительно небольшой глубине проникновения электронов. Для достижения такого эффекта был использован низковакуумный растровый электронный микроскоп, поскольку он минимизирует повреждения, вызванные вакуумом, и позволяет провести элементное картирование непроводящих образцов.

Анализ EDS карт элементов (2D) показывает наличие частиц в области интереса неорганического слоя, которые преимущественно содержат натрий, серу и кальций. Кремний также был обнаружен в неорганическом слое, но не в частицах Na-S-Ca, обнаруженных на поверхности неорганического слоя. Более высокие концентрации алюминия и хлора были выявлены между частицами и в органическом материале.

Карты элементов натрия, серы и кальция (вставка на ) демонстрируют четкую корреляцию между этими тремя элементами, а стрелки указывают на частицы, в которых наблюдались натрий и сера, но мало кальция.


Изображение №3

µXRF и EDS анализ дал понять, что неорганический слой содержит частицы, богатые натрием, кальцием и серой, а также другими элементами в меньшей количественной доле. Однако данные методы исследования не позволяют детально изучить химические связи и фазовые характеристики, потому для этого была использована спектроскопия комбинационного рассеяния (рамановская спектроскопия).

Для уменьшения фоновой флуоресценции, которая обычно наблюдается в спектрах комбинационного рассеяния, были применены низкоэнергетические длины волн возбуждения. В таком случае, рамановская спектроскопия при длине волны 1064 нм позволяет собирать данные достаточно крупных (400 мкм в диаметре) частиц (). Оба спектра на графике демонстрируют три основных элемента: двойной пик сульфата при 987 и 1003 см-1, пик нитрата при 1044 см-1 и белки, типичные для коллагена или желатина.

Дабы четко разделить органические и неорганические составляющие исследуемого фрагмента свитка было применено ближнее инфракрасное излучение в 785 нм. На изображении отчетливо видны спектры коллагеновых волокон (спектр I) и неорганических частиц (спектры II и III).

Спектральный пик коллагеновых волокон включает характерные черты нитрата при 1043 см-1, что можно связать с колебанием NO3 ионов в NH4NO3.

Спектры частиц, содержащих Na, S и Ca, указывают на то, что неорганический слой содержит частицы из смесей сульфатсодержащих минералов в разных пропорциях.

Для сравнения, спектральные пики высушенной на воздухе синтетической смеси Na2SO4 и CaSO4 попадают на 450 и 630 см-1, т.е. отличаются от спектров исследуемого образца (). Однако, если эту же смесь высушить быстрым испарением при 250 °C, то спектры комбинационного рассеяния будут совпадать со спектрами Храмового свитка в его сульфатных фрагментах.

Спектр III связан с очень маленькими частицами в неорганическом слое диаметром около 5-15 мкм (). Эти частицы показали очень интенсивное комбинационное рассеяние при длине волны возбуждения 785 нм. Характерная триплетная спектральная сигнатура при 1200, 1265 и 1335 см-1 отражает колебательные единицы типа «Na2-X». Этот триплет характерен для сульфатов, содержащих Na, и часто обнаруживается в таких минералах как тенардит (Na2SO4) и глауберит (Na2SO4·CaSO4).


Изображение №4

Далее ученые применили EDS для создания элементной карты больших участков Храмового свитка как на текстовой стороне, так и на обратной. В свою очередь, сканирование методом обратного рассеяния более яркой текстовой стороны (4B) и более темной обратной стороны (4C) выявило достаточно неоднородную композицию. Например, рядом с большой трещиной на стороне с текстом () можно заметить явные различия в электронной плотности между неорганическим слоем и лежащим в основе коллагеновым материалом.

Далее было проведено количественное определение всех присутствующих в фрагменте свитка элементов (Ca, Cl, Fe, K, Mg, Na, P, S, Si, C и O) в формате атомного соотношения.

На треугольных диаграммах выше показано соотношение трех элементов (Na, Ca и S) в области исследования размером 512х512 пикселей. Графики на 4A и 4D показывают относительную плотность точек на диаграммах, цветовая градация которой указана справа от 4D.

Проанализировав обе диаграммы, был сделан вывод, что соотношения кальция к натрию и сере в каждом из пикселей исследуемой области (с текстовой и обратной стороны свитка) соответствуют глаубериту и тенардиту.

После этого все данные EDS анализа были сгруппированы с учетом соотношения основных элементов посредством алгоритма нечеткой кластеризации C-средних. Это позволило визуализировать распределения различных фаз как на текстовой стороне, так и на обратной стороне фрагмента свитка. Далее эти данные использовались для определения наиболее вероятного разделения 5122 точек данных каждого из наборов данных на заранее определенное количество кластеров. Данные для текстовой стороны были разделены на три кластера, а данные для обратной стороны были разделены на четыре. Результаты кластеризации представлены как перекрывающиеся кластеры на треугольных диаграммах (4E и 4H) и как карты распределений (4F и 4G).

Результаты кластеризации показывают распределение темного органического материала на обратной стороне свитка (синий цвет на 4K) и там, где трещины в неорганическом слое с текстовой стороны обнажают коллагеновый слой под ним (желтый цвет на 4J).

Основным исследуемым элементам был назначен следующий цвет: сера — зеленый, кальций — красный и натрий — синий (треугольные диаграммы 4I и 4L, а также карты распределения 4J и 4K). В результате «раскрашивания» мы четко видим различия в концентрации элементов: натрий — высокая, сера — умеренная и калий — низкая. Такая тенденция наблюдается на обеих сторонах фрагмента свитка (текстовая и обратная).


Изображение №5

Этот же метод были использован для отображения концентрации Na-Ca-S в другой области исследуемого фрагмента свитка, а также и в трех других фрагментах из пещеры №4 (R-4Q1, R-4Q2 и R-4Q11).

Ученые отмечают, что лишь фрагмент R-4Q1 из пещеры №4 по данным диаграмм и карт распределения элементов совпадает с Храмовым свитком. В частности, результаты показывают соотношение для R-4Q1, которые соответствуют теоретическому Na-Ca-S соотношению глауберита.

Рамановские измерения фрагмента R-4Q1, собранные на длине волны возбуждения 785 нм, показывают наличие сульфата натрия, сульфата кальция и кальцита. Анализ коллагеновых волокон R-4Q1 не показал наличия нитрата.

Следовательно, Храмовый свиток и R-4Q1 крайне похожи по элементному составу, что говорит о применении одинаковой методики их создания, связанных, судя по всему, с эвапоритовыми солями. Два других свитка, полученных из той же пещеры в Кумране (R-4Q2 и R-4Q11), показывают соотношения кальция к натрию и сере, которые значительно отличаются от результатов Храмового свитка и фрагмента R-4Q1, предполагая другой метод производства.

Подводя итоги, можно сказать, что неорганический слой на свитке содержал ряд минералов, большинство из которых являются сульфатными солями. Помимо гипса и его аналогов, также были идентифицированы тенардит (Na2SO4) и глауберит (Na2SO4·CaSO4). Естественно, можно предположить, что часть этих минералов могут быть продуктом разложения основного слоя свитка, однако можно уверенно заявить, что они точно не присутствовали в самих пещерах, где свитки были найдены. Этот вывод легко подтверждается еще и тем, что сульфатсодержащие слои на поверхностях всех исследованных фрагментов, обнаруженных в разных кумранских пещерах, не соответствуют минеральным отложениям, найденных на стенках этих пещер. Вывод — эвапоритовые минералы были включены в структуры свитков в процессе их производства.

Ученые также отмечают и факт того, что в воде Мертвого моря концентрация сульфатов относительно низкая, а глауберит и тенардит обычно не встречаются в регионе Мертвого моря. Возникает вполне логичный вопрос — откуда создатели этих древних свитков взяли глауберит и тенардит?

Вне зависимости от происхождений исходных материалов для создания Храмового свитка сам метод его создания сильно отличается от того, что применялся для других манускриптов (например, для R-4Q1 и R-4Q2 из пещеры №4). Учитывая эту разницу, ученые предполагают, что сам свиток был создан по общепринятой тогда методике, но потом был модифицирован неорганическим слоем, который и позволил ему сохраниться на протяжении более 2000 лет.

Для более детального ознакомления с нюансами исследования рекомендую заглянуть в доклад ученых и дополнительные материалы к нему.

Эпилог


Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Эта фраза касается не только исторически значимых событий и личностей, но и технологий, которые применялись много веков тому назад. Кто-то может посчитать, что на данный момент нам уже не нужно знать, как именно 2000 лет назад создавались эти свитки, поскольку у нас имеются свои технологии, позволяющие сохранять тексты в первозданном виде долгие годы. Однако, во-первых, разве не любопытно? Во-вторых, многие из нынешних технологий, как бы банально это не звучало, применялись в той или иной форме в древности. И, как мы с вами уже знаем, даже тогда человечество пестрило гениальными умами, идеи которых могут подтолкнуть современных ученых на новые открытия либо на совершенствование уже имеющихся. Учиться на примере прошлого нельзя считать зазорным, уж тем более нельзя считать бесполезным, ибо эхо прошлого всегда откликается в будущем.Пятничный офф-топ:


Документальный фильм (часть I), рассказывающий историю свитков Мертвого моря — одной из самых важных археологических находок в истории человечества. (часть II).

Благодарю за внимание, оставайтесь любопытствующими и отличных всем выходных, ребята! :)


Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас оформив заказ или порекомендовав знакомым, 30% скидка для пользователей Хабра на уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2650 v4 (6 Cores) 10GB DDR4 240GB SSD 1Gbps от $20 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

Dell R730xd в 2 раза дешевле? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?

Медный свиток из Кумрана. Археология Эрец-Исраэль

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
grimnir74 — 18 position in UA Rating Subscribe

    мезуза: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

    МЕЗУЗА́ (מְזוּזָה, буквально `дверной косяк`), прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи чистого (см. кашрут) животного, содержащий часть стихов формулы Шма.

    На внутренней стороне свитка нанесены стихи двух из трех частей Шма (Втор. 6:4–9 и 11:13–21), а на внешней стороне — слово Шаддай (שדי — `Всемогущий`; толкуется также как акроним слов Шомер далтот Исраэль — `Охраняющий двери Израиля`). В Пятикнижии дважды наказывается нанести слово Господа «на косяки (мезузот) твоего дома и твоих ворот» (Втор. 6:9; 11:20), и в результате метонимии слово мезуза приобрело настоящее значение. Текст мезузы содержит 22 строки. В момент прикрепления мезузы произносится благословение: «Благословен Ты, Господи... завещавший... нам укреплять мезузу». Мезуза помещается, как правило, в футляр, на внешней стороне которого принято писать שדי (или сокращенно одну букву ש), и крепится в верхней трети косяка, обычно по правую руку от входящего. В большинстве общин мезуза наклонена вовнутрь верхним концом.

    Древнейшая мезуза (6,5×16 см), относящаяся к эпохе Второго храма, была обнаружена в Кумране; выбор стихов Второзакония здесь иной. Самаритяне изготовляют крупные мезузы из камня, на котором обычно вырезают Десять заповедей; такая мезуза крепится на притолоке входной двери дома или ставится возле входа. Мезузы этого типа были обнаружены в Эрец-Исраэль раннеарабской, а возможно, даже византийской эпохи. Караимы не считают мезузу обязательной; караимские мезузы представляют собой белую пластину в форме скрижалей Завета, однако не несут на себе надписи; караимы укрепляют мезузы на входе в общественные помещения и лишь иногда — в жилые дома.

    В средние века вошло в обычай делать с внешней стороны свитка магические добавления — имена ангелов, символы (например, маген-Давид) и т. п. Этот обычай подвергся резкой критике Маймонида, видевшего в нем превращение мезузы в амулет. Точка зрения Маймонида была безоговорочно принята, и сейчас мезуза не содержит криптограмм или символов, за исключением встречающейся иногда криптограммы на внешней стороне свитка כוזו במוכסז כוזו, образованной из слов יהוה אלהינו יהוה («Господь, наш Бог, Господь») путем замещения каждой данной буквы последующей буквой алфавита.

    Мезуза прикрепляется у входной двери жилого дома и у двери каждой жилой комнаты. В настоящее время, однако, широко распространен обычай укреплять мезузы при входе в общественные здания и синагоги. Мезузу следует периодически проверять (дважды каждые семь лет), чтобы удостовериться, что нанесенный на нее текст не имеет повреждений. В диаспоре принято укреплять мезузы не позднее чем через 30 дней после вселения, а в Израиле — при вселении в дом. Если дом продан или сдан внаем другому еврею, мезузы не следует снимать. Существует обычай прикасаться к мезузе пальцами и целовать их после этого при входе и выходе из дома.

    Талмуд рассматривает мезузу как одну из семи мицвот, данных Богом Израилю из любви к нему. Мезуза — один из наиболее соблюдаемых церемониальных заветов иудаизма. Футляры мезузы зачастую являются классическими образцами еврейского искусства.

    Макет

    - xamarin.Forms прокручивает только часть страницы

    Переполнение стека
    1. Около
    2. Товары
    3. Для команд
    1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
    2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
    .

    javascript - Как запретить действиям iFrame заставлять внешнюю страницу прокручиваться к ней

    Переполнение стека
    1. Около
    2. Товары
    3. Для команд
    1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
    2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
    3. Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
    4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
    5. Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
    6. О компании
    .

    css - макет html с прокруткой только части страницы

    Переполнение стека
    1. Около
    2. Товары
    3. Для команд
    1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
    2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коровой
    .

    scroll - Прокрутка части холста

    Переполнение стека
    1. Около
    2. Товары
    3. Для команд
    1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
    2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
    3. Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
    4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
    .

    Координаты

    Чтобы перемещать элементы, мы должны быть знакомы с координатами.

    Большинство методов JavaScript работают с одной из двух систем координат:

    1. Относительно окна - аналогично позиции : фиксированная , рассчитывается от верхнего / левого края окна.
      • обозначим эти координаты как clientX / clientY , объяснение такого названия станет ясным позже, когда мы изучим свойства события.
    2. Относительно документа - аналогично позиции : абсолютное в корне документа, рассчитывается от верхнего / левого края документа.
      • мы обозначим их pageX / pageY .

    Когда страница прокручивается в самое начало, так что верхний / левый угол окна совпадает с верхним / левым углом документа, эти координаты равны друг другу. Но после сдвига документа координаты элементов относительно окна изменяются, поскольку элементы перемещаются по окну, тогда как координаты относительно документа остаются прежними.

    На этой картинке мы берем точку в документе и показываем ее координаты до прокрутки (слева) и после нее (справа):

    Когда документ прокручивается:

    • pageY - координата относительно документа осталась прежней, отсчитывается от верха документа (теперь прокручивается).
    • clientY - координата относительно окна изменилась (стрелка стала короче), так как эта же точка стала ближе к верху окна.

    Метод elem.getBoundingClientRect () возвращает координаты окна для минимального прямоугольника, который включает elem как объект встроенного класса DOMRect.

    Main DOMRect свойства:

    • x / y - X / Y-координаты начала прямоугольника относительно окна,
    • ширина / высота - ширина / высота прямоугольника (может быть отрицательным).

    Дополнительно имеются производные свойства:

    • верх / низ - координата Y для верхнего / нижнего края прямоугольника,
    • left / right - координата X для th
    .

    javascript - Держите прокрутку внизу, если пользователь не изменит положение прокрутки

    Переполнение стека
    1. Около
    2. Товары
    3. Для команд
    1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
    2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
    3. Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
    4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
    5. Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
    .

    Смотрите также