Bergamo —
организация и оформление
стильных мероприятий
в Санкт-Петербурге!
Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом Таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности.
В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам — то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, необходимости и важности венчания.
Автор Команда Pravlife На чтение 6 мин. Просмотров 280
Одно из семи церковных Таинств, служащее для благословения новосозданной семьи. Раньше, когда церковь была соединена с государством, это заменяло гражданскую регистрацию брака. В некоторых странах, например, в Греции, так и происходит до сих пор.
Брачная церемония существовала с давних пор. В разных странах обычай заключать брак были разный. До Христа в Греции при заключении брака на голову жениха и невесты надевали венки из растений.
В Евангелии сказано, как Христос пришел в Канне на брачную церемонию. Там Он претворил воду в вино. Своим присутствием Христос освятил этот брак. Это значит, что супружеские отношения не могут являться грехом, как считают еретики.
В первые века христианства еще не был создан чин венчания. Обычай заключать брак оставался прежним. И только в пятом веке Таинство стало похожим на современное. Обручение существовало с давних пор, оно до сих пор сохранилось в иудаизме. Но в шестом веке венчание еще не воспринималось, как церковное Таинство, а просто как праздничная трапеза.
На Руси браки заключались только в церкви, с приходом Советской власти церковь отделилась от государства, и браки стали регистрироваться в ЗАГСе. Сейчас молодые люди могут зарегистрировать свой брак в ЗАГСе, а потом, если есть желание, можно повенчаться в храме.
В жизни христианина благословение Божие имеет большое значение. Мы молимся утром, перед сном, в воскресенье посвящаем день Богу, посещая храм. Мы берем благословение священника на всякое доброе дело. Смерть христианина тоже сопряжена с молитвой. Тем более верующие люди хотят получить благословение Бога на такое важное событие, как вступление в брак. Ведь православные отличаются целомудрием, и хотят иметь всего лишь одного спутника на всю жизнь.
Божие благословение на брак подается в Таинстве венчания, в котором читаются священником молитвы о взаимной любви и понимании супругов, о даровании детей. Для верующего человека гражданская регистрация не сможет в полноте восприниматься как вступление в брак. Ему необходимо Таинство, чтобы понять, что создана семья.
Сейчас принято сначала посещать ЗАГС, потому что священники требуют свидетельство о браке. Это объясняется тем, что бывают такие случаи, когда венчание совершать нельзя (обманывают священников, что пойдут в ЗАГС, а сами расходятся через некоторое время после венчания, или же имеют другую семью).
Обычно пары приходят в храм нарядные, невеста – в белом платье. Но иногда священникам приходится венчать и пожилых людей, проживших вместе много лет. Бывает даже, что венчание совершается на дому, потому что один из супругов уже не может встать с кровати. Также существует чин венчания людей, вступающий в брак второй раз. Все эти чины имеют разное чинопоследование.
Чин состоит из трех частей:
Начинается чин венчания с обручения. Перед этим священник спрашивает: по доброму ли произволению жених берет эту невесту, и не обещался ли другой девушке. Тот же вопрос задается невесте. Молодоженам надо иметь при себе кольца. Священник относит их в алтарь, чтобы освятить. Есть такой народный обычай – стелить под ноги венчающимся белое полотенце. Это – знак чистых семейных отношений.
Кольца жених и невеста надевают друг другу. Это – символ, взятый из культуры Древнего Рима, означающий добровольное рабство. Это значит, что муж и жена уже не принадлежат друг себе, а только супругу. Священник читает молитвы о семейном мире и благополучии, любви и взаимопонимании супругов, о даровании детей и долгой жизни. Потом священник благословляет их венцами, которые подразумевают награду за целомудрие до брака. Читают Апостол и Евангелие. Потом поется молитва «Отче наш».
Затем выносится чаша с вином, которую жених с невестой должны выпить. Это символизирует будущие испытания, которые они вместе должны перенести. На самом деле венчание напоминало древнюю вечерю любви – агапу.
Иногда венцы держат над головами поручители. Раньше они играли роль свидетелей, которые расписывались в церковной книге. Они назывались «шаферами».
Потом пара, взявшись за руки, ведомые священником, обходят вокруг аналоя с пением тропарей («Исайа ликуй» и др.). Иногда поручители идут вслед за ними, держа над их головами венцы.
Венчание второбрачных отличается тем, что в нем нет обручения. А венчание тех супругов, которые прожили вместе много лет, отличается тем, что содержит покаянную молитву, и в нем отсутствует молитва о даровании чад. И эти чинопоследования намного короче основного.
После венчания муж и жена становятся одной плотью.
Жених и невеста должны иметь при себе:
Всё это можно приобрести в церковной лавке. Перед венчанием хорошо пройти Таинство исповеди и причастия.
По правилам православной церкви нельзя венчаться:
Также не разрешается венчать без согласия жениха или невесты.
Венчание не совершается в один из четырех постов, а также накануне однодневных постов и праздников (в том числе воскресных дней). Т.е. венчаться можно в мясоед по понедельникам, средам, пятницам, воскресеньям.
Невесты должны быть в телесной чистоте. Лучше заранее обговорить со священником день венчания.
Вообще «чина развенчания» не существует. Но в некоторых случаях церковными властями венчанный брак считается недействительным.
Это случаи:
В этих случаях церковное руководство может посчитать брак недействительным и выдать удостоверение для того, чтобы человек смог вступить в повторный брак.
Если один из супругов решил принять монашество, то нужно письменное согласие другого супруга и отсутствие несовершеннолетних чад. Вообще церковный брак считается строже гражданского в моральном плане. Он запрещает измены, что так распространенно в современном мире, и другие извращения. По словам апостола, муж должен любить свою жену, как свою плоть, а жена должна слушаться своего мужа.
Документальный фильм митрополита Илариона о Таинстве брака
Оглавление
В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.
Если жених и невеста ещё не воцерковлены, то до брака им желательно исповедаться и причаститься Святых Тайн (для верных регулярное причащение — это норма). Требуется, чтобы они за несколько дней до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве брака — женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец может быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.
Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и Причащения.
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Желательно пригласить двух свидетелей.
Для совершения Таинства брака нужно иметь:
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству брака с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.
Венчанию предшествует обручение.
Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.
Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.
То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.
Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.
Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.
По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).
Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).
Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.
Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127 (Пс.127), в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)
И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).
Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.
Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.
Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.
После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.
Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.
Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.
Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
Возложение венцов и слова священника:
“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).
Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (Еф.5:20–33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.
Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7:4–5).
Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1–11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.
В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.
Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.
При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.
При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.
Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.
Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:
“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.
“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.
Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.
Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.
После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.
Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53‑м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.
Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.
Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.
Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.
Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.
Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. Календарь венчаний.
… если жених и невеста перед заключением церковного брака поклянутся друг другу над колодцем в верности, то их любовь будет вечной и бездонной.
… перед венчанием невеста должна немного поплакать. Пусть это будут слезы от добрых напутствий родных, а не от будущих возможных ( жизнь сложна!) проблем.
… считается, что если во время венчания жених и невеста смогут ни разу не взглянуть друг на друга, то в таком браке не будет измен.
… чтобы будущее семейное счастье не сглазили, жениху и невесте необходимо прикрепить английскую булавку головкой вниз : невесте – на подол платья, жениху – под бутоньерку.
… обручальные кольца нельзя давать примерять другим ни до венчания, ни после. Это сулит разрыв в семье.
… венчаться с кольцами родителей – повторить их судьбу (а оно вам надо?).
… чтобы будущая семья не нуждалась в деньгах, жених перед венчанием должен положить в правый башмак монетку.
… играть свадьбу на одолженные деньги — семья все жизнь будет жить в долг
… для здоровья в семье: когда над молодоженами вознесут венцы один из них должен тихонько прошептать: «А болезни с нами не венчаются». Кто произнесет эти слова договоритесь заранее.
… после венчания новую семью родители встречают караваем, а под ноги бросают хмель. Каравай - чтобы в доме всегда был достаток, а хмель –чтобы совместная жизнь была веселой и радостной.
… Сев за стол, муж и жена должны переплести под столом ноги, чтобы никакая «кошка» между ними не пробежала.
… молодые не едят на свадьбе с одной ложки- чтобы не был ссор в семье
… в церковь и из церкви нужно ехать разными маршрутами (чтобы запутать нечистую силу). И избегать пути мимо кладбищ.
протоиерей Владимир Хулап
Общим является то, что и христианское понимание брака, и понимание брака нашим обществом, рассматривает его как союз мужчины и женщины. Союз добровольный, союз, который заключается для создания семьи, для рождения и воспитания детей и для реализации общности между мужчиной и женщиной. Христианство идет дальше и видит в браке более глубокую перспективу и более глубокое измерение. Венчание в Православной Церкви является Таинством, то есть, местом особой встречи между Богом и человеком, неким импульсом, который дает начало новому вектору в жизни супругов. Соответственно, венчание должно определять их будущую жизнь. Если мы посмотрим на Священное Писание, то увидим, что мужчина и женщина – это два образа, два вида человеческого бытия. Они нуждаются в дополнении, в восполнении и в совместном возрастании, которое как раз и должно происходить в браке. Но апостол Павел говорит о том, что любовь между мужчиной и женщиной не должна ограничиваться просто телесным или душевным уровнем, но реализовываться на уровне духовном. Апостол Павел сравнивает брак между мужчиной и женщиной с браком между Христом и Его Церковью, тем самым показывая нам, что любовь имеет более глубокое, жертвенное измерение. Любовь Христа к Церкви – это не просто чувство, не просто сиюминутная эмоция, которая появляется и исчезает, но это конкретные дела. Именно поэтому любовь – не только чувство, но это и движение, акт воли. Любовь должна проявляться в конкретных повседневных делах супругов, которые и являются тем камнем, тем основанием, теми кирпичиками, из которых созидается их семья. Семья в христианстве нередко называется малой церковью, то есть тем обществом, где супруги реализуют в повседневности свою веру, свои ценности, пытаются жить так, как учит нас Евангелие. Если это брак верующих людей, то совершенно логично, что, заключаемый в такой перспективе понимания, брак должен заключаться именно в церкви, сопровождаясь особыми молитвословиями, которые составляют чинопоследование венчания. Этот брак сопровождается определенными символами: одевание колец, возложение венков, испитие общей чаши. Все это показывает нам ту реальность брака, о которой мы очень часто забываем, – единство и, вместе с тем, разное служение. Если мы посмотрим на молитвы чинопоследования венчания, то увидим, что речь идет о том, что молодые поставляются на особое служение в своей домашней церкви. Идеалы христианского брака, которые мы видим в молитвах чинопоследования венчания, – это тот ориентир, с одной стороны, к которому должны направляться христианские супруги. С другой стороны, это тот источник, первая точка их совместного бытия, в которое они могут возвращаться, когда им будет тяжело. Если в эти моменты супруги будут вспоминать о том, что Таинство Венчания – это как раз таинство молитвы о том, чтобы Бог дал благодать этому браку, то в моменты оскудевания этих сил божественная благодать обязательно придет на помощь. Она обязательно уврачует все те наши человеческие немощи, с которыми мы сталкиваемся в нашей семейной повседневности.
Таинство Венчания не совершается в дни многодневных постов: в Великий Пост, в Рождественский пост, в Петров пост, в Успенский. Не совершается накануне постных дней: среда и пятница. Не совершается накануне дней, которые наполнены особым литургическим богослужебным содержанием: дни Масленицы, дни Светлой Седмицы, то есть неделя после Пасхи, Святок, дни, предшествующие великим двунадесятым церковным праздникам, перед воскресным днем. Что касается подготовки, то все зависит от того, как супруги воспринимают заключение брака и что они вкладывают в это понятие. Заключение брака – это замечательный повод подвести некую черту под прошедшей жизнью. Подумать о том, что хорошего и плохого было в моей жизни до этого момента, от чего бы я хотел отказаться в заключаемом браке и, наоборот: какие свои качества и качества моей семьи я хотел бы сознательно культивировать, развивать и на что бы я хотел направить свои силы. Конечно, если супруги воцерковленные, замечательно, если они приступят к Таинству Исповеди, в котором могут перед Богом принести покаяние во всех своих прошлых грехах и ошибках, которые могут оказать негативное влияние на заключаемый брак. Также приступить к Таинству Причащения, где они получают в Таинстве Тела и Крови Христовой вот это глубочайшее единство: соединение друг с другом и соединение с Богом. В древности общая чаша была как раз чашей евхаристической, то есть чашей самого главного христианского Таинства. В любом случае было бы хорошо, по крайней мере, поговорить со священником: либо с тем священником, который будет совершать Таинство Венчания в храме, либо с дежурным священником, который находится в храме с утра до вечера. Поэтому с ним можно поговорить, выслушать какие-то советы, рекомендации для того, чтобы венчание не осталось красивой формой, красивой оберткой, когда молодые заказывают лимузин и одновременно церковное венчание для красоты внешнего антуража: свечей, венцов, красивого пения хора и так далее. От того как супруги подготовятся к Таинству Венчания, во многом зависит и то, какие плоды это Таинство принесет в их жизни или останется просто какой-то красивой оболочкой.
В Церкви нет такого понятия – «развенчать брак». Любой брак является живым организмом. Подобно тому, как рождается ребенок, рождается новый человек, в Таинстве Венчания рождается новый христианский брак, поэтому, как и в отношении живого организма, здесь действуют те же самые законы. Если этот живой организм не подпитывается божественной благодатью и совместными усилиями супругов, то рано или поздно этот организм может засохнуть и прекратить свое существование. Церковь только констатирует, что брак распался. Никакой религиозной церемонии, никакого обряда развенчивания брака не существует. Церковь, конечно, относится к расторжению брака как к драме, даже как к трагедии. Речь идет не об осуждении этих супругов. У разных людей есть разные жизненные обстоятельства и у каждого брака свой путь, своя судьба, не похожая на другие браки. Тем не менее, Церковь, понимая, что человек несет в себе несовершенство, не отказывает ему в венчании последующих браков. Второй и третий брак, согласно православной традиции, получают церковное благословение, но это не означает, что все прежние браки автоматически аннулируются. Если посмотреть на чинопоследование второго, третьего брака, то мы увидим, что оно менее торжественно, в нем существуют какие-то покаянные мотивы, не такие радостные как в чинопоследовании заключения первого брака. Опять же, Церковь призывает к тому, чтобы верующие задумались: какова же была ошибка моего прошлого союза и как этой ошибки я могу избежать. Сейчас мы очень часто говорим о том, что брак заключается, если два человека, мужчина и женщина, любят друг друга. Но очень часто это не любовь, а влюбленность, которая быстро исчезает. Затем, когда этот эмоциональный фон уходит, один из партнеров начинает искать какие-то новые ощущения. Церковь говорит совершенно другом. О том, что любовь – это цель брака. Это то, чего должны достичь супруги через пять, десять, двадцать, может быть, тридцать лет совместного бытия. Это то, что Священное Писание называет «одной плотью». Этот идеал единства на телесном, душевном и духовном уровнях мы видим в чинопоследованиях и первого, и второго, и третьего браков.
Здесь я выражу свое мнение, у других священников оно может быть другим. Мне кажется, что слова венчания не должны остаться пустыми словами. Сейчас мы погружены в информационную среду, где слова девальвируются. Ежечасно мы слышим сотни, тысячи слов, которые очень часто не несут никакой содержательной нагрузки. Поэтому, мне кажется, было бы хорошо, если бы супруги, прежде чем они решаются заключить церковный брак, взяли бы какую-нибудь церковную литературу, посвященную православному пониманию брака. Взяли бы чинопоследование венчания, которое есть и в интернете на русском языке, и посмотрели бы: видят ли они сейчас свой брак в этой перспективе, готовы ли они оба стремиться к тому, о чем будет молиться священник над ними, вместе со всей собравшейся общиной, в храме во время венчания. Или они пока еще к этому не готовы. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится о том, что Русская Православная Церковь с уважением относится к браку, заключенному в органах ЗАГС. Может быть, для некоторых это будет первым ответственным шагом. Не просто какое-то совместное существование, но ответственность перед лицом общества вначале. Следующим шагом, если супруги живут церковной жизнью и их церковная жизнь развивается, вполне возможно станет, что они дорастут до такого момента, когда скажут: «Да, мы понимаем, о чем говорит Церковь, когда она говорит о браке. Да, мы разделяем эти евангельские ценности. Да, мы хотим жить именно так и, поэтому мы у Бога хотим попросить благодать в этот конкретный момент нашей совместной жизни для того чтобы в нашем браке начался новый этап». Брак – это совместная, тяжелая, ежедневная, иногда очень неприятная, работа. Речь идет о том, что если оба супруга готовы к этой работе, готовы к этому труду любви, который обязательно принесет свой плод, и готовы попросить у Бога божественной помощи и божественной благодати на этом пути, то в Таинстве Венчания это им обязательно будет подано.
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.
Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.
В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».
При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должы были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».
Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, пояивлась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).
Обручение – самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе – в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.
Чинопоследование имеет такой порядок:
Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.
Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. – Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.
Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш…» - Всякое священнодействие начинается славословием Богу.
Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) – такая же, как на любом другом богослужении.
Молитвы на обручение – основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение…» вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую…») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.
Обручение - Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.
Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Заключающая молитва - «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену...». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.
Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) – такая же, как на любом богослужении.
Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «есди хотят (в то же время) венчаться…». И далее следует венчание.
имеет следующее чинопоследование:
Читают псалом № 127 ("Блажени вcи боящиися Господа") — своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:
«Блажен ecи, и добро тебе будет . Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.
Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма - Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.
Священник произносит слово поучения к венчающимся
Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак – встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.
Священник возглашает: «Благословено Царство.».
Далее - мирная ектенья (как и во время обручения).
Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) - Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).
Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»
Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие - Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).
Краткая сугубая ектенья
Молитва о новобрачных - одна из древнейших в чине венчания.
Просительная ектенья
Пение хором молитвы «Отче наш.» - Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другиеэлементы полной литургии, например, :благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет.
Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить - В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши - и евхаристическая, и общая.
Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).
Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя – церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелия. Хор поет праздничные песнопения – тропари. - Тропари («Исаия ликуй...» и «Святии мученицы...») появляются в рукописях с XV в.. Первоначально их пели во время шествия новобрачных в их покои Со временем торжественное шествие в дом молодых (заменили шествием вокруг аналоя в храме.
Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст – слова, которыми завершается богослужение.
Восточно-православные свадебные церемонии остались неизменными с 11 века. Как вам это для значимых традиций?
Skigo Фотография
Если вы побывали на греческой православной свадебной церемонии, то знаете, что ритуалы восточно-православной свадьбы чрезвычайно важны.Сама церемония является важным таинством для пары и состоит из множества символических мероприятий, выходящих за рамки стандартных свадебных клятв. Эти богатые религиозные церемонии проводятся под руководством православного венчания и спонсора свадьбы, или Koumbaros - , и наполнены значимыми идеями православной свадебной церемонии. Кумбаро (мужской) или Кумбари (женский) - это человек, спонсирующий это причастие (подумайте: Кумбарос для свадебной пары то же самое, что крестный для новорожденного ребенка) и, часто, но не всегда , служит шафером жениха.С помощью этих двоих пары участвуют в сложной серии ритуалов, наполненных смыслом, которые обязательно вдохновят вас на предстоящую свадьбу, будь то греко-православная, светская или что-то среднее между ними.
Шествие на греческой православной свадебной церемонии проходит немного иначе, чем на западных свадьбах. Обычно жених ждет невесту перед церковью с ее букетом.Вместе со своим отцом невеста встречает здесь жениха, берет свой букет, а затем идет по проходу с женихом. В более традиционных церемониях свадебные гости также будут ждать невесту снаружи, и все - пара и их гости - вместе войдут в церковь. Как вам это, чтобы встряхнуть традиционную свадебную процессию?
Кольца в греческой православной свадебной церемонии обмениваются прямо наверху, священник благословляет оба кольца перед тем, как положить их на безымянный палец правой руки.Это начало повторяющейся темы в православной свадьбе - выполнение трех ритуалов, символизирующих Святую Троицу. Затем спонсор свадьбы, или Koumbaros , трижды снимает и заменяет кольца, меняя местами жених и невеста, чтобы символизировать их будущую связь.
Вечные студии
Каждой женящейся паре дается по одной белой свече, которую они хранят до конца церемонии. Когда эти свечи горят, это сигнализирует об окончании церемонии обручения и начинается таинство брака, которое является вторым и заключительным этапом свадебной церемонии.
Короны на православной свадьбе не только красивое украшение, но и символизируют брак пары как благословение от Бога. Эта церемония сродни обмену кольцами в западной церемонии - это своего рода крещендо. На греческой православной свадебной церемонии священник возлагает корону, или Стефану, на головы жениха и невесты. Koumbaros затем трижды переплетает короны, чтобы символизировать союз пары, прежде чем короны связываются вместе лентой.
Практически идентичные свадьбам столетней давности, современные православные свадьбы представляют собой чтение истории о первом чуде Иисуса на свадьбе в Галилее. В честь того, как Иисус превратил воду в вино, пара затем трижды отпивает из «общей чаши» вина, благословленное священником.
Теперь, когда пара почти официально поженилась, священник трижды приглашает их на полутанец вокруг свадебного алтаря во время пения гимнов.Этот радостный акт - праздничный ритуал, символизирующий благословение пары. При каждом повороте стола пара целует крест, который держит священник. Круги вокруг свадебного алтаря также считаются символом бесконечности и вечности пары вместе.
Заключительный ритуал православной свадьбы - снятие венцов Стефаны и молитва за молодоженов. Рис, или gamopilafo , обычно бросают в пары, когда они уходят, как средство пожелать плодородия и богатства новой семье.
.На какой руке должно находиться обручальное кольцо у пары, состоящей в браке в Греческой церкви?
Мы с женой недавно поженились, и она держала свою руку на правой руке, а я переместил мою на левую. У меня…
Моя сестра выйдет замуж в православном храме в ноябре этого года.
Она попросила меня подготовить кассету со всеми «популярными» русскими народными танцами, которые обычно исполняют на свадебном приеме…
Можно ли принять Православие после развода?
Я был женат в католической вере, и пока не рассматривается вопрос об аннулировании.Приму ли я в Православие и получу ли…
У меня вопрос, я разведена и хочу выйти замуж за парня, который является православным христианином. Я католик и пытаюсь добиться аннулирования.
Мне было интересно, если бы я получил аннулирование, было бы…
Мой жених и я оба греческие православные. Мой жених ранее был женат в Греции по православной церемонии.С тех пор они развелись, и бывшая жена снова вышла замуж (за иноверца). Мы хотим…
Я хотел бы знать, женится ли православный мужчина на католичке, и это его второй брак, признает ли Церковь этот брак?
Как церковь относится к разводу?
Сколько раз можно вступать в повторный брак? Есть ли отличия в сервисе.
Мой жених и я оба крещеные католики.Я никогда не был женат, а она в разводе. Если бы мы оба приняли православную веру, могли бы мы заключить брак в православной церкви, даже если бы она…
Какова православная политика в отношении брака с евреем?
Если есть проблема, могут ли быть исключения в определенных случаях?
Если да, с кем мне нужно это обсудить?
Мой жених православный, а я нет.Я не заинтересован в обращении, но я уважаю и уважаю его религию, потому что я уважаю его. Мы встречаемся пять лет, и он принимает мои философии.
…
Я надеюсь, что кто-нибудь поможет прояснить для меня вопрос, который когда-то волновал меня. Недавно я был женат на замечательной женщине, которая оказалась католичкой. Поэтому я решил…
Мы с женихом хотим пожениться весной следующего года.Его семья [...] православная, но мы венчаемся в моей церкви, лютеранской церкви.
Мой вопрос: я хотел бы выбрать дату для…
Может ли католик жениться на греческом православном, не обращаясь в религию, но согласившись воспитывать православных детей?
В своем ответе на вопрос о православных свадьбах вы сказали, что православный верующий не может заключать брак в православном обряде, если его партнер тоже не крещен.Человек, который спросил…
Мой жених - македонец, вырос в православной церкви. В результате для него было бы очень важно провести православную свадебную церемонию. Я же не воспитывался ни в каком…
.В своем ответе на вопрос о православных свадьбах вы сказали, что православный верующий не может заключать брак в православном обряде, если его партнер тоже не крещен. Человек, задавший вопрос, прямо сказал, что он не христианин. Означает ли это, что Церковь рассмотрит вопрос о крещении якобы неверующего только для того, чтобы они могли принять участие в церемонии?
В настоящее время я являюсь катехуменом Церкви и не являюсь экспертом, но я всегда думал, что быть христианином - это действительно дело сердца, личное решение, которое однажды было принято, должно изменить и окрасить все в вашей жизни, иначе оно ничего не стоит, независимо от того, в какой церемонии или таинстве вы участвуете.
Это факт, что православный христианин не может заключить брак с некрещеным человеком в православной церемонии.
Крещение как таинство посвящения - это духовное рождение, наше вхождение в Церковь - очень серьезное дело. Мой ответ никоим образом не подразумевает, что Церковь когда-либо крестила бы некрещеного человека просто для того, чтобы он мог участвовать в свадьбе в Православной церкви.
Отвечая на эти вопросы - ответы, которые появляются на веб-сайте, часто сокращаются и редактируются - я действительно стараюсь оставить дверь открытой для возможности подлинного обращения и желания креститься, и я обычно заканчиваю такие вопросы своим личный ответ, направив задающего вопрос в контакт с ближайшим священником, с которым они могут лично обсудить свои проблемы и конкретную ситуацию.
За 25 лет священства я видел, как несколько некрещеных людей в таких обстоятельствах приходили в Церковь, получали наставления, активно участвовали в приходской общине и, в конце концов, искали крещения - и в каждом случае, насколько я могу знаете, эти люди остаются активными в богослужении и общении с Церковью, иногда с большим рвением и благочестием, чем их православные супруги-колыбели.
Церковь старается оставить все двери открытыми для тех, кто из-за своих отношений с православным христианином может серьезно и искренне увлечься Христом и Его Святой Церковью.
Тем не менее, православный христианин не может жениться на некрещеном человеке по православной церемонии, даже если некрещеный человек исповедует Христа. С православной точки зрения, если кто-то действительно исповедует Христа, но отказывается креститься, он / она в некотором смысле отвергает участие в смерти и воскресении Христа, как это называет святой Павел, а также игнорирует слова нашего Господа о важности бытия. «Рожденные свыше от воды и Духа».
.Почему церковь учит, что брак - это таинство?
Таинства представляют Христа в нашей среде. Как и другие таинства, брак предназначен не только для блага отдельных людей или пары, но и для общества в целом. Католическая церковь учит, что брак между двумя крещеными людьми - это таинство. Пророки Ветхого Завета рассматривали брак мужчины и женщины как символ заветных отношений между Богом и Его народом.Постоянный и исключительный союз между мужем и женой отражает взаимные обязательства между Богом и Его народом. В Послании к Ефесянам говорится, что этот союз - символ взаимоотношений между Христом и Церковью.
Заключают ли католики законным образом несакраментальные браки?
Да. Браки между католиками и нехристианами, хотя и могут оставаться в силе в глазах Церкви, не являются сакраментальными. С разрешения священник или дьякон могут засвидетельствовать такие браки.
В чем разница между действительным и недействительным католическим браком?
Подобно тому, как в отдельных штатах есть определенные требования для гражданского брака (например, разрешение на брак, анализы крови), католическая церковь также предъявляет требования, прежде чем католики могут считаться законно состоящими в браке в глазах церкви. Законный католический брак состоит из четырех элементов: (1) супруги могут вступать в брак; (2) они свободно обмениваются своим согласием; (3) давая согласие на брак, они имеют намерение вступить в брак на всю жизнь, быть верными друг другу и открытыми для детей; и (4) их согласие дается в присутствии двух свидетелей и перед должным образом уполномоченным церковным служителем.Исключения из последнего требования должны быть одобрены церковной властью.
Если католик хочет жениться на некатолике, как они могут гарантировать, что этот брак признан церковью?
Помимо соответствия критериям действительного католического брака (см. Вопрос № 3), католик должен получить разрешение от местного епископа на брак с некатоликом. Если человек не является христианином-католиком, это разрешение называется «разрешением на вступление в смешанный брак.Если человек не христианин, это разрешение называется «диспенсацией от несоответствия культу». Те, кто помогает подготовить пару к браку, могут помочь с процессом разрешения.
Почему католическая свадьба должна проходить в церкви?
Для католиков брак - это не просто общественное или семейное событие, но церковное событие. По этой причине Церковь предпочитает, чтобы браки между католиками или между католиками и другими христианами заключались в приходской церкви одного из супругов.Только местный епископ может разрешить бракосочетание в другом подходящем месте.
Если католик желает заключить брак за пределами католической церкви, как он или она может быть уверен, что брак признан католической церковью действительным?
Местный епископ может разрешить венчание в другой церкви или в другом подходящем месте по уважительной причине. Например, католик хочет жениться на баптистке, отец которой является пастором местной баптистской церкви.Отец хочет провести свадьбу. В этих обстоятельствах епископ мог разрешить паре заключить брак в баптистской церкви. Разрешение в этих случаях называется «отказом от канонической формы».
Если два католика или католик и некатолик поженились недействительно в глазах церкви, что им делать с этим?
Им следует обратиться к своему пастору, чтобы попытаться разрешить ситуацию.
Когда католик женится на некатолике, должно ли некатолическое обещание воспитывать детей в католической вере?
Супруг (а)-некатолик не должен обещать, что дети будут воспитаны католиками.Супруг-католик должен пообещать сделать все возможное, чтобы дети крестили и вырастали в католической вере.
Обязательно ли на свадебном торжестве дорогие цветы, одежда и другие аксессуары?
«Обряд брака» не упоминает ни один из этих культурных элементов. В центре внимания супружеской пары должно быть совершение причастия. Пасторы неоднократно отмечают, что парам не нужно откладывать празднование Таинства Брака, потому что они не могут себе этого позволить.См. Составление бюджета для свадьбы.
Сколько стоит жениться в католической церкви?
Епархии часто регулируют размер стипендии или пожертвований церкви, что является обычным делом по случаю свадьбы. В зависимости от различных областей, это может также включать гонорар органиста и вокалиста. В ситуации настоящих финансовых трудностей пары могут прийти к соглашению со своими пасторами, чтобы настоящие финансовые трудности никогда не помешали заключению католического брака.Для получения дополнительной информации см. Сколько стоит брак в католической церкви?
Что такое брачная месса и когда пара может ее устроить?
Брачная месса - это месса, которая включает празднование причастия брака. В нем есть специальные чтения и молитвы, подходящие к таинству брака. Таинство брака между двумя крещеными католиками обычно должно совершаться в пределах мессы
.Если ситуация требует этого и местный епископ дает разрешение, брачная месса может проводиться в случае брака между католиком и крещеным лицом, не являющимся католиком, за исключением того, что причастие не проводится для некатолика, поскольку общий закон церкви не позволяет.В таких случаях лучше использовать соответствующий ритуал для заключения брака вне мессы. Это всегда имеет место в браке между крещеным католиком и некрещеным человеком.
Разрешены ли свадьбы по воскресеньям или во время Великого поста?
Церковный закон разрешает проводить свадьбы в течение большей части года, кроме Тридуума. Однако многие приходы не планируют свадьбы по воскресеньям из-за конфликта с регулярными мессами и другими приходскими мероприятиями.Кроме того, некоторые епархии и приходы не разрешают свадьбы во время Великого поста, периода покаяния.
Что делать супружеской паре, когда они решают, что хотят пожениться в католической церкви?
Им следует как можно скорее связаться со своим приходом и договориться о встрече, чтобы поговорить со священником, дьяконом или сотрудником, отвечающим за подготовку пар к браку. Этот человек объяснит процесс подготовки к браку и различные предлагаемые программы.
Почему церковь требует, чтобы помолвленные пары участвовали в программе подготовки к браку?
Подготовка к браку дает парам возможность лучше понять христианский брак; оценить и углубить свою готовность к супружеской жизни; и получить представление о себе как о личности и как о паре. Это особенно эффективно, помогая парам справляться с трудностями в первые годы брака.
Какие программы подготовки к браку предлагает церковь?
В зависимости от епархии и прихода может быть доступно несколько.Программы включают программу выходного дня с другими парами, такую как «Католическая помолвка», серию занятий в больших или малых группах или встречи с опытной супружеской парой. Некоторые программы могут быть предложены на испанском и других языках. Конкретные программы касаются конкретных обстоятельств, таких как повторный брак, дети, вступившие в брак, и брак с некатоликом. В рамках подготовки многие пары проводят добрачную инвентаризацию, такую как FOCCUS, чтобы выявить вопросы для дальнейшего обсуждения.
Какие ключевые вопросы рассматриваются при подготовке к браку?
Программы подготовки к браку помогают парам понять христианские и человеческие аспекты брака. Типичные темы включают: значение брака как причастия; вера, молитва и церковь; роли в браке; общение и разрешение конфликтов; дети, отцовство и естественное планирование семьи; финансы; и семья происхождения.
Есть ли стоимость программ подготовки к браку?
Большинство программ взимают небольшую плату для покрытия стоимости материалов.Программы, требующие ночевки, будут включать дополнительные расходы на проживание и питание. Помощь часто доступна парам, которые в противном случае не смогли бы участвовать.
Предлагает ли церковь какие-либо программы, чтобы помочь парам улучшить их брак?
Да. Свое служение для супружеских пар широко распространено. Многие пары встречаются небольшими группами в приходах; такие служения, как «Команды Богоматери», «Пара за Христа» и «Христианское семейное движение», также используют подход малых групп.Программа выходного дня по расширению брака предлагается в нескольких штатах. В некоторых приходах супружеские пары проводят день или вечер размышлений. Другие предлагают систему наставничества, которая подбирает пары старшего возраста с молодыми. По всей стране многие пары участвуют в программе Marriage Encounter, которая предлагает опыт выходных и постоянную поддержку сообщества.
Что делать супружеской паре, если их брак в беде?
Приходские священники, дьяконы и другие пастырские служители могут поговорить с парами и направить их к консультантам и программам, которые могут им помочь.Retrouvaille (Ree-tru-VEYE) - эффективная программа, которая помогает вылечить и возобновить брак в серьезных неприятностях. Третий вариант - это еще одна программа, доступная в некоторых частях страны.
Что такое аннулирование?
Аннулирование - это заявление трибунала (суда католической церкви) о том, что брак, считающийся действительным в соответствии с церковным законом, фактически не соответствует хотя бы одному из основных элементов, необходимых для обязательного союза (см. Вопрос № 3). В отличие от гражданского развода, аннулирование не стирает то, что уже было, а скорее является заявлением о том, что действительный брак никогда не был заключен в день свадьбы.Признание недействительным не отрицает, что между парой когда-либо существовали отношения или что супруги действительно любили друг друга.
Каким образом пара, состоящая в браке 20 лет, может получить расторжение договора?
В процессе расторжения брака изучаются события, предшествовавшие свадебной церемонии и во время нее, с целью определить, было ли когда-либо осуществлено то, что требовалось для действительного брака. Хотя 20-летний брак свидетельствует о том, что пара имела определенную способность к пожизненным обязательствам, продолжительность их отношений сама по себе не доказывает и не отрицает существования брачных уз.
Считаются ли дети от него незаконнорожденными при расторжении брака?
Нет. Объявление недействительности не влияет на законность детей, поскольку мать и отец ребенка предположительно состояли в браке на момент рождения ребенка.
Дорогое ли аннулирование?
Сборы, связанные с процессом аннулирования, варьируются в пределах США. Большинство трибуналов взимают от 200 до 1000 долларов за стандартное дело о признании недействительным. Сборы обычно выплачиваются с течением времени и могут быть уменьшены или даже отменены в случае финансовых трудностей.Другие расходы могут быть понесены при необходимости консультации с медицинскими, психологическими или другими экспертами.
Сколько времени нужно, чтобы получить аннулирование?
Обычно весь процесс занимает от 12 до 18 месяцев.
.А как насчет таинств? Сколько их там? Как их понимает Православная Церковь?
Прежде всего необходимо сказать, что традиционно православные никогда не считали таинства. Число семь было принято в Православии совсем недавно под влиянием Римско-католической церкви.
Традиционно православные понимают все в Церкви как сакраментальное.Вся жизнь становится таинством во Христе, который наполняет саму жизнь Духом Божьим.
Православные крестят младенцев, равно как и взрослых, в новую жизнь Христа. Крещение понимается и празднуется как участие человека в смерти и воскресении Христа. Это Пасха человека, рожденного свыше в жизнь вечную.
Мироздание (или конфирмация) - это «запечатывание» новой жизни во Христе животворящим Духом. В миропомазании человек получает «печать дара Святого Духа», чтобы иметь силу жить новой жизнью в новом человечестве Христа.В этом смысле миропомазание - это личная пятидесятница человека, так же как крещение - это его Пасха.
Святое Причастие - это «таинство таинств» в том смысле, что это пир Царства Божьего, исполнение всех других таинств. В Святом Причастии мы вкушаем Тела и Крови Христа, Вечного Пасхального Агнца, Который делает нас живыми и святыми с Собой. Через Святое Причастие мы становимся сынами Бога Отца вместе с Иисусом, исполненными «причастия Святого Духа».”
Брак во Христе позволяет нашей человеческой любви стать божественной и бесконечной. Нет «пока смерть не разлучит нас». Дело как раз в обратном. Христос приходит к нашей человеческой любви, освобождает ее от греха и дарит вечную радость в Своем Царстве любви.
Помазывая больных во имя Христа, мы освящаем наши страдания страданиями Христа и исцеляемся Им; если не на большее время в этом мире, конечно на вечность в Царстве Божьем. Таким образом, благодаря помазанию маслом во имя Христа наши раны становятся путем к Жизни, а не к Смерти.
Исповедуя таинство покаяния, мы приходим ко Христу и получаем Его Божественное прощение. Нам позволено еще раз войти в святое причастие с Ним в Церкви. Мы восстановлены в той жизни, которую мы получили в крещении, и обновлены с той силой, которая была дана нам в миропомазании.
Единственное таинство в Церкви, которое гарантирует идентичность и преемственность Церкви во все времена и в любом месте, - это таинство священства, как их называют «священные чины».Священство существует внутри Церкви как знак несомненного присутствия в общине Самого Христа. Христос присутствует в Церкви. Он присутствует как его глава и проявляется в Теле через служение священства. Таким образом осуществляется мистическая жизнь Церкви.
.На какой руке должно находиться обручальное кольцо у пары, состоящей в браке в Греческой церкви?
Мы с женой недавно поженились, и она держала свою руку на правой руке, а я переместил мою на левую. Я слышал, что в греческой церкви есть традиция сдвигать ленту влево после медового месяца (после освящения брака), но также слышал, что ленту следует хранить там, где священник положил ее.
Что предпочтительнее? Кроме того, я не грек, а католик. Это имеет значение?
Традиционно православные христиане носят обручальные кольца на правой руке, а не на левой. Однако в Европе в целом, будь то в православной стране или в неправославной стране, люди носят кольца на правой руке. Обычай носить кольца на левой руке, насколько мне известно, является специфическим американским обычаем.
Многие американские православные продолжают носить кольца на правой руке; другие предпочитают носить его слева.В Православной церкви нет такого обычая менять руки после медового месяца. Это может быть греческий обычай, но не православная традиция.
.