Орнамент это объяснение для детей


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия «Ознакомление с различными видами орнамента

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Заречье»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия «Ознакомление с различными видами орнамента»

объединения «Вдохновение» «Клубов по месту жительства»

для учащихся от 7 до 11 лет 2-го года обучения

Педагог дополнительного образования

Замалиева Фарида Наилевна

2017-2018

Аннотация

Методическая разработка предназначена для проведения занятия «Ознакомление с различными видами орнамента» для педагогов дополнительного образования, обучающих детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет.

Данная методическая разработка способствует формированию у детей эмоциональной отзывчивости на красоту народных промыслов; воображения, чувства цвета, симметрии; умения сравнивать, классифицировать предметы по заданным критериям.

Разработка содержит цели, задачи, конспект занятия, презентацию «Орнамент».

Содержание

Введение 4

1.Тема, цели, задачи занятия 5

2.План, ход занятия 5

3.Литература 14

Введение

Актуальность темы методической разработки занятия обусловлена необходимостью формирования у детей чувства уважения к традициям декоративно-прикладного искусства. Важнейшей основой декоративно-прикладного искусства является орнамент. Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло  оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают  цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение. Для орнамента характерны перевод  реальных форм  и предметов  в условные орнаментальные  изображения, высокая  степень декоративного  обобщения, отсутствие  воздушной перспективы (плоское изображение). Произведением же искусствам является сам, украшенный орнаментом предмет.

Тема: Ознакомление с различными видами орнамента.

Цель: Формирование познавательного интереса к народной культуре, посредством изучения видов орнамента.

Задачи:

- научить различать элементы орнамента, их форму;

- развивать чувства формы;

- воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие.

Оборудование для педагога:

Презентация «Орнамент», смайлики для рефлексации: улыбающийся, без улыбки, грустный по 15 шт.

Оборудование для учащихся:

Лист бумаги, гуашь, кисти, фломастеры, простой карандаш, ластик, линейка.

План занятия:

1. Организационная часть .

2. Сообщение темы, цели и задач занятия.

3. Новый материал. Презентация «Орнамент».

4. Разминка (концентрация внимания).

5. Практическая работа.

6. Рефлексация

Ход занятия.

  1. Организационная часть.

Друзья мои, я очень рада

Входить в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз,

Я знаю, каждый в классе, гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок!

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

  1. Сообщение темы, цели и задач занятия.

Слайд1

Наше сегодняшнее занятие будет посвящено очень интересному и необычному миру орнамента. Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”.

Как вы думаете, для чего нам нужно уметь рисовать орнамент? (ответы детей). Правильно, для того, чтобы научиться украшать наш быт, создавать эскизы, по которым будут изготавливать красивые вещи и предметы.

3. Новый материал. Презентация «Орнамент».

Слайд 2,3,4

Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

Слайд 5

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

Слайд 6

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Слайд 7

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

Cлайд 8

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).

Слайд 9.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Слайд 10

Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. Для орнамента важен определенный ритм повторяющихся элементов. Орнамент имеет три разновидности:

1. Ленточный орнамент – выполняется в полосе (это фриз, бордюр, кайма, орнаментальные ленты и т. д.)

2. Замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике.

3. Сетчатый орнамент (раппорт) заполняет поверхность сплошным узором. Композиция строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. (скатерти, покрывала, оформление пола, потолка, стен – обои и т. д.).

Слайд11

Комбинированный орнамент.

4. Разминка (концентрация внимания).

Игра "Что изменилось?".

Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

5.Практическая работа.

Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется (тарелкой).

Занятие у нас сегодня необычное. Мы не будем рисовать в альбомах и тетрадях. Распишем нашу тарелочку, чтобы она была красивой.

Слайд13

.

Теперь вы самостоятельно выполните один из мотивов и видов орнамента. При построении орнамента важно учитывать не только ритм, но и симметрию, т. е. следить, чтобы расстояние между элементами было одинаковым. Можно пользоваться линейкой при проведении прямых линий.

Хочу вам напомнить о технике безопасности. Вы будете работать с острыми предметами – карандашами. Чтобы не пораниться, ваши инструменты должны лежать с краю, чтобы удобно было взять и положить на место.

Анализ работ учащихся. Молодцы, все справились с заданием, нарисовали красивые разнообразные орнаменты. Сейчас ваши работы разместим на доске и проанализируем. (Обращаю внимание ребят на каждую работу, обсуждаем вместе, что удалось, а что не совсем).

6. Рефлексация.

Давайте подведем итог. Кто считает, что ему все было понятно, пусть прикрепит к доске улыбающийся смайлик, если кто-то немного затруднялся, то смайлик без улыбки, а кому было трудно, то грустный смайлик.

- Вам понравилось наше занятие?

- Что вам понравилось больше всего?

- О чем бы вы хотели узнать еще?

Литература

  1. Геометрический орнамент; Издательство В. Шевчук - Москва, 2009. - 208 c.

  2. Лучшие орнаменты и декоративные мотивы; АСТ, Астрель - Москва, 2008. - 640 c.

  3. Орнаменты; А. Земляков-Квант, 1977. - №3.

  4. https://infourok.ru/sbornik_uprazhneniy_dlya_razvitiya_vnimaniya__v_processe_obucheniya_mladshih_shkolnikov-166706.htm

"Орнамент. Узоры, которые придумали люди." Урок в изобразительного искусства в 1 классе.

План-конспект   урока изобразительного искусства на тему: «Украшения, которые придумали люди. Орнамент»

Автор: Садварий Жанна Владиславовна учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска

Класс: 1 класс

 Цель: формировать представления школьников об орнаменте как элементе украшения.

Задачи:

Предметные результаты:

  • Формировать представления об орнаменте и его отличии от обычного узора;
  • Формировать представление школьников о модуле как части орнамента, видах орнамента;
  •  Способствовать овладению приемами построения разных видов орнамента в полосе в полосе.

Личностные результаты:  

  • формировать мотивацию к обучению;
  • Формировать готовность к саморазвитию и самообразованию 
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к

Метапредметные результаты:

  • формировать умения ставить учебную задачу
  • Формировать умения сравнивать анализировать ошибки в изображениях.
  • формировать умение излагать своё мнение;

Методы:

  • методы наглядности (демонстрация, иллюстрация)
  • методы работы с печатными и устными текстами;
  • практические методы

Технологии, применяемые на уроке: работа в парах и группах, технология применения нового материала, технология коллективной работы с классом, информационные и здоровье сберегающие технологии.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для закрепления нового материала, наглядные дидактические пособия, раздаточный материал с модулями и полосами для орнамента альбомы с разметкой для орнамента.

Содержание урока

1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте поприветствуем друг друга искренними улыбками, и мысленно пожелаем друг другу успешной работы.

Вы помните, что на наших уроках вы часто можете встретить необычных сказочных персонажей. Кто эти персонажи?

Школьники. Это волшебные принцессы-три основные краски.

Учитель. А кто помогает нашим краскам изучать важные правила и законы изобразительного искусства. Кто, эти три важных героя?

Школьники. Три мастера.

Учитель. А чем занимаются эти мастера? Назовите области, в которых они работают.

Школьники. Мастер Изображения помогает изображать всё вокруг, Мастер Украшения придумывает узоры, а Мастер Постройки умеет мастерить поделки.

2. Актуализация знаний

Учитель. Совсем недавно нашим Мастерам пришло приглашение принять участие в выставке. Они попросили принцесс помочь им разложить произведения искусства по чемоданам. Но краски сомневаются, в том, как это сделать правильно. Давайте им поможем. У меня на столе произведения, созданные Мастерами. Представитель каждой команды выходит, берёт одно изображение и относит к чемодану определенного Мастера. Напоминаю, что каждый представитель команды обязательно должен прокомментировать свои действия.

Школьники. Выполняют задания, комментируя его выполнение. Учитель выставляет баллы каждой команде за правильные ответы.

Учитель. Задание выполнено верно, но давайте перевернём таблички под чемоданами.

(один из школьников выходит и переворачивает)

Что за слово у вас получилось?

Школьники. (читают: слово «Узор»)

Учитель. Ребята, а что такое узор?

Школьники. Узоры придуманы для того, чтобы украшать разные предметы.

Учитель. Верно. Давайте теперь посмотрим вокруг и покажем узоры, которые нас окружают. Посмотрите на стены, шторы, рассмотрим предметы на парте и одежду ваших товарищей. Давайте поиграем по командам, кто больше всего таких узоров найдёт.

Школьники. Играют, называя узоры на предметах. Учитель оценивает работу команд.

3.  Постановка проблемы и усвоение новых знаний урока

Учитель

Ребята, а как вы думаете, уметь находить и узнавать узоры достаточно, чтобы быть Мастером Украшения?

Школьники. Наверное, нет.

Учитель. Верно. Для того, чтобы украшать предметы, нужно многое знать. Сегодня мы познакомимся важным понятием, без которого ни одному Мастеру Украшения не обойтись, но прежде послушайте историю о наших волшебных принцессах-основных красках.

-Ну вот-сказала Красная краска – Мастера на выставку уехали, а мы опять будем сидеть в нашем Королевстве. Может нам тоже куда-нибудь поехать?

- Я бы тоже с удовольствием бы отправилась в путешествие-отозвалась Жёлтая краска- Но куда? В сказочных Королевствах по близости уже были.

— Вот! – сказала Синяя краска, заглядывая в экран ноутбука-Узорчатое Королевство, мы в нём ещё не были, обещают небывалые красоты.

И через десять минут краски уже мчались в своём автомобиле по направлению к Узорчатому Королевству. То, что они увидели, превзошло все ожидания.

— Вот это да! - восклицали краски, оглядываясь вокруг.

Крыши во всех домах расписные, резные крылечки и всё на загляденье прекрасно.

А когда добрались краски до главного дворца Узорчатого Королевства, то стояли, разинув рот от удивления, долго. А тут и царь идёт им навстречу.

-Здравствуйте, Ваше Величество-говорят краски-мы восхищены той красотой, что в Вашем королевстве создана. У нас тоже Мастера день и ночь трудятся, да только такой красоты даже у нас нет. Может Вы нам свой секрет откроете?

-Всё просто-говорит царь- я и мои жители слово знаем секретное, его и используем.

-Скажите нам его- взмолились краски- мы тоже хотим, чтобы и у нас всё красиво было.

-Слово это секретное: орнамент- говорит царь.

Поблагодарили краски царя, слово это себе записали и быстро в своё королевство вернулись. Вышли на следующее утро краски на площадь и давай кричать: «Орнамент! Орнамент!» Да только никаких узоров не появляется. Только жителей красочной страны своим криком напугали.

-Эх, обманул нас царь-горестно, вздохнув, сказала Красная краска. А тут, как раз, царь по телефону звонит, как успехи, интересуется.

-Не работает Ваше волшебное слово, сколько мы его не произносили, ничего не появляется.

А царь им и говорит: «Слово не произносить надо, а изображать. Ладно, пошлю вам свою главную фею-художницу, она вам всё объяснит».

-Смотрите, уважаемые принцессы, что я изобразила - сказала фея, указывая на рисунок.

-Узор красивый: ягодки, цветочки-отозвались краски

-А теперь давайте этот узор много раз повторим, как заклинание-говорит фея.

-Ох, как красиво-вздохнули краски.

-Такое повторение или чередование узоров называют орнамент. Тот узор, что повторяется в орнаменте, называют модуль- ответила фея-повторяться, чередоваться, то есть быть модулем, могут геометрические фигуры, тогда такой орнамент мы называем геометрическим.

Если повторяются и чередуются цветы листья и прочие растения, то такой орнамент называют растительным, а если повторяются животные, то такой орнамент называют анималистическим. Запомнили? А теперь давайте проверим, но прежде немного разомнёмся.

Физминутка

4. Актуализация полученных знаний

Фея из Узорчатого королевства прислала нам орнаменты давайте назовём модули, но помните, что Фея может нам выслать и просто узор, будьте внимательны и не ошибайтесь.

(Школьники играют по командам и называют модули и определяют вид орнамента)

Волшебные принцессы решили украсить орнаментами свои дворцы помогите им, найдите правильные модули, но прежде дадим задание парам из наших команд. Каждой паре предлагаем набор модулей, необходимо составить из них орнаменты.

(Пары работают)

(В это время учитель играет с классом по командам, определяя какой из модулей должен быть выбран, для верного составления орнамента, затем проходит взаимопроверка работ, что сделано в парах. Учитель добавляет баллы, за правильно выполненные работы)

5.Педагогический рисунок. Практическая работа.

Пришло время и нам стать художниками, и сегодня мы научимся создавать свои орнаменты. Давайте подготовим альбомы к работе, вы помните, что на прошлом уроке мы уже подготовили листочки в клетку и полосы из квадратов.

Первую полосу мы заполним вместе, а во второй вам предстоит придумать самостоятельно. Итак, давайте попробуем нарисовать растительный орнамент с модулями в виде ромашки и колокольчика. Нарисовать такой орнамент нам помогут клеточки тетрадного листа.

Чтобы нарисовать ромашку, нужно сначала разделить клетку по диагонали, из угла в угол.

Теперь разделим квадрат вертикальной и горизонтальной линией, получится фигура похожая на снежинку. Наметим в ней серединку цветка.

А теперь соединим промежутки между линиями дугами, у нас получится ромашка, в уголках клетки расположим листья. Теперь займёмся следующим модулем: колокольчиком.

Найдем середину нижней стороны квадрата и поднимемся на три клетки вверх, из этой точки проведём линии в верхние углы квадрата. Затем найдём середину верхней стороны и проведём линии, как показано на образце.

Соединим линии и у нас получится цветок колокольчика. От стебелька проведем линии вверх, и на их основании нарисуем листья. Итак, у нас готово два модуля. Что нужно сделать, чтобы у нас получился орнамент?

Школьники. Повторить модули.

 Учитель. А теперь вам предстоит в нижней полосе придумать свой орнамент.

Возможно вы придумаете геометрический орнамент. Посмотрите какими разными могут быть модули. Может быть кто-то из вас выберет растительный орнамент. В этом виде орнамента тоже можно придумать много разнообразных мотивов.А может кто-то отважится нарисовать зооморфный орнамент. Модулями в нём будут животные, птицы, насекомые.

6.Практическая работа. Анализ работ обучающихся

(В процессе практической работы учитель наблюдает выполнение работы школьниками, оказывает помощь и поддержку, указывает на ошибки и помогает их исправить. Завешается практическая часть игрой художники и искусствоведы, в рамках которой каждая команда по очереди становится, то художниками, то искусствоведами. Дети проводят взаимную проверку и обсуждение работ.)

7. Рефлексия

Учитель. У Вас на столах лежат маленькие бумажные яблочки. Сейчас каждой команде я передам картинку с изображением мальчиков. Положите яблочко в ту корзинку, которая больше соответствует вашему впечатлению от урока.

Методика работы по изучению орнамента на уроках декоративно- прикладного творчества в подготовительной группе на отделении изобразительного искусства детской школы искусств

Филиал МБОУ ДО «Центр ДШИ»- Киреевская ДШИ

             

Методическая разработка

по теме:

«Методика работы по изучению орнамента на уроках декоративно- прикладного творчества в подготовительной группе на отделении изобразительного искусства  детской школы искусств»

Составитель: преподаватель

Тимошенко Наталья Егоровна

г. Киреевск

2019 г

Оглавление:

  1. Введение                                                                                                     3
  2. Орнамент как часть декоративно-прикладного искусства                4-5
  3. Какие бывают орнаменты                                                                     5-6
  4. Методические рекомендации по изучению орнамента                      6-7
  5. Заключение                                                                                          8
  6. Список литературы                                                                             9
  7. Приложение                                                                                       10

Введение

Орнамент является основой декоративного искусства. Его специфика, особенности художественного образа, характер (национальный и исторический) способствуют тому, что орнамент смело можно назвать хранителем художественной  культуры любого народа.

Для развития и воспитания детей, которые обучаются в  подготовительной группе на отделении изобразительного искусства  детской школы искусств, изучение орнамента имеет важное значение. Орнамент –это народное искусство, а народное искусство- это прежде всего накопленный веками богатый духовный опыт народа, его художественные идеи и традиции- неотъемлимая часть культуры. Изучение народного искусства, его традиций, эстетического идеала, а кроме того, духовных и нравственных идеалов имеет большое воспитательное значение. Поэтому, именно с изучения орнамента дети  начинают знакомство с историей и  особенностями развития художестенной культуры  различных народов, а также с богатым и разнообразным миром декоративно- прикладного творчества. Орнамент является важнейшим элементом дисциплин художественного образования на всех уровнях. Знакомство с изделиями народных художественных промыслов, украшенных различными орнаментами, раскрывает большие возможности для развития творческого потенциала детей.

В данной работе рассматривается история возникновения орнамента, его виды и отличительные особенности, а также затрагивается тема значения орнамента для декоративно прикладного искусства. Актуальность  заключается в учете специфики начального этапа обучения детей декоративному рисованию и  развитии художественных способностей: художественно-образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к действительности.

 Цель методической разработки - выявление  методов работы по изучению орнамента в  подготовительной группе на отделении изобразительного искусства  детской школы искусств, которые наилучшим образом способствуют формированию навыков декоративного рисования.

Орнамент как часть декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное  искусство  –  вид  творческой  деятельности,  при  которой  художественная  функция  произведения  сочетается  с  утилитарной,  то  есть  предметы  народного  мастерства  можно  использовать  практически.  Поле  творческой  деятельности  художника очень разнообразно:  от  предметов бытового назначения до  дизайна  космических  кораблей. 

Декоративное искусство постоянно развивается. Вместе с   появлением новых технологий декоративной обработки материалов, возникают новые жанры декоративного искусства. Также постоянно меняются и развиваются  тематика и сюжеты произведений декоративно- приклакдного творчества. В тематике декоративного искусства всегда находили, и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственной, производственной и общественной деятельностью людей. В народном творчестве отражаются и национальные особенности, и  традиции, и укладад жизни того или иного народа. Если более древние сюжеты отражали, в основном, сцены охоты или земледелия, то в последующие столетия тематика декоративного искусства значительно усложнилась. Сегодня в декоративном искусстве  находят широкое применение темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например, такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса и др.  В орнаментальных его жанрах также легко прослеживается влияние современного уклада жизни, которое выражается в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, силуэта, в использовании необычных фактур и в других композиционных особенностях произведений.

Декоративно-прикладная деятельность отличается огромным разнообразием художественных видов работ и техник: роспись гуашью, акрилом,различные виды аппликации и мозаики конструирование из бумаги, тканей, природного и подсобного материала, декоративная лепка из пластилина или глины( с последующей росписью) и др. Во многих видах декоративно-прикладного искусства используется орнамент. Он является древнейшим видом украшения. Народ пронес его через столетия, в отличие от сюжетов, практически ничего не изменив в нем.

Орнамент (в переводе с латинского- «украшение»)  –  узор,  основанный на  чередовании  повторяющихся  элементов, мотивов,  основной  его  функцией  является  декоративная  стилизация.  Орнамент  характеризуется  плоскостностью, он должен быть обязательно  связан  с  поверхностью  и  материалом.

 Орнамент, составляя основу декоративного искусства, всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий художественных промыслов, керамике, текстиле, необходимых людям в быту и практической деятельности . Орнамент является одним из самых древних видов изобразительной деятельности человека. Он возник в эпоху палеолита и первоначально нес в себе символический и магический смысл. Основной темой палеолитического искусства была тема  охоты, изображавшая мамонтов, быков, пещерных львов, носорогов.    Со временем мотивы потеряли свой первоначальный смысл, к орнаменту стали предъявлять эстетические требования: ритмичность, уравновешенность и др. Сложились определенные законы построения орнаментов в зависимости от их видов.

Какие бывают орнаменты

Существуют следующие виды орнаментов (Приложение, рис.1,2):

Геометрический - состоит из различных геометрических фигур( точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд и др.) Он часто встречается в вышивках, в украшениях ковров, в резьбе по дереву.

Растительный – состоит из стилизованных изображений листьев, цветов, плодов, веток, гирлянд и т. д. Хохлома, городец, вышивка.

Зооморфный (зверообразный, животный)- изображения фантастических и реальных животных, птиц, рыб или из их отдельных частей тела (рога, голова) Вышивка, вязание, вологодские кружева, ткачество, городецкая и мезенская роспись, домовая резьба.

Антропоморфный (человекообразный)- состоит из мужских и женских фигур и полуфигур или частей лица и тела человека. Сюда же можно отнести и фантастические существа (птица Сирин).Русская вышивка, кружево, резьба по дереву.

Комбинированный(смешанный) - когда в узорах встречаются сочетания самых разнообразных мотивов: геометрических, растительных, зооморфный, антропоморфный.

По форме построения выделяют типы орнаментов:

 Бесконечные( ленточные и сетчатые )- это орнаменты в полосе: фриз, бордюр, кайма, тесьма; их можно продолжить вправо и влево.

 Замкнутые- в круге(в центре, по радиусам,зеркально – симметрическое расположение узора), квадрате (узор располагается по сторонам квадрата (скатерти, салфетки),деление идет по средней линии на 4 части, в которых повторяются элементы орнамента,узор идет по диагоналям,зеркально – симметричное расположение узора), прямоугольнике и т.д.(Приложение, рис.3)

Принципы построения орнамента- повторение, чередование (мотив распологается то в вертикальном, то в горизонтальном направлении), инверсия (обратное расположение узора), симметрия (полная, относительная, частичная).

Методические рекомендации по изучению орнамента

Как правило, в подготовительных  группах на отделениях изобразительного искусства детских  школ искусств обучаются дети младшего школьного возраста, которые хотят сразу увидеть результат своего труда. Им не всегда хватает усидчивости и терпения для того, чтобы изобразить много одинаковых, повторяющихся элементов. У детей часто не хватает необходимых навыков рисования, им бывает очень трудно расположить элементы, из которых состоит орнамент, симметрично и нужного размера, а также составить грамотную композицию.  Приходится часто исправлять неудавшуюся работу, вносить изменения  , переделывать. Работы получаются неаккуратными.

Перед преподавателем часто встает вопрос: с чего начать работу с детьми по изучению орнамента, как приобщить их к миру народного художественного творчества?

 Конечно же здесь нет готовых рецептов, у каждого преподавателя существуют свои методы и наработки в этой области.

На первых порах рисование можно заменить аппликацией. Можно предложить детям шаблоны, по которым они будут вырезать наиболее сложные элементы.Затем, когда все необходимые детали будут вырезаны, любой ребенок с легкостью сможет разложить эти детали на плоскости, создавая задуманную композицию. После того, как детали будут приклеены, можно дорисовать более мелкие элементы или украшающие линии цветными карандашами, фломастерами или тонкой кисточкой. Такой подход к работе позволит ребенку сразу увидеть, что у него получается, при необходимости передвинуть детали , чтобы получить наиболее уравновешенную композицию.

 Изучение орнамента начинается с простейшего ленточного орнамента, затем можно переходить к орнаментам в квадрате (прямоугольнике), и только потом –в круге. Дети вырезают необходимые элементы и распологают их на заданной плоскости согласно предложенным схемам.  При создании декоративного орнамента, узора нужно обратить внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показать, что сложный узор состоит их простейших, знакомых частей — точка, кружок, кольцо,треугольник, прямая, волнистая и зигзагообразная линии. Эти элементы необходимо расположить в определенной форме (полоса, квадрат, овал, круг и т.п.), т.е. построить композицию (составить части в единое целое). Здесь происходит первое знакомство детей с правилами и приемами  композиции (ритм, симметрия и асимметрия,силуэт, композиционный центр и др.) и с основами цветоведения (основные и дополнительтные цвета, теплая и холодная цветовая гамма). Нужно сразу уделять внимание гармоничному сочетанию цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими.

  После того, как дети освоили простейшие композиционные схемы орнаментов в виде аппликации, можно переходить к рисованию. Маленьким художникам также можно  вначале порекомендовать  использование шаблонов, но не всех элементов, а только наиболее сложных (изображения цветов, стилизованных птиц, животных, людей). Более простые элементы (листья, ягоды, геометрические фигуры  и др.) дети могут дорисовать самостоятельно. В зависимости от возрастных особенностей и способностей детей используются цветные карадаши, фломастеры или краски. Практика показала, что дети, как правило, склонны «мельчить», т.е. рисовать очень маленькие предметы. В результате орнамент «теряется » на плоскости листа, нарушается его цельность и гармоничность. Шаблоны помогут ребенку правильно сориентироваться в размерах и пропорциях изображаемых узоров, а также соблюсти симметрию.

  Выполнив несколько работ с помощью аппликации и с использованием шаблонов, многие дети готовы к самостоятельному составлению орнаментов. Работу удобно начинать с выполнения орнаментов в той же последовательности (в полосе, в квадрате (прямоугольнике), в круге). Для рисования используется краска одного цвета. Хорошо выглядят орнаменты в черно-белом варианте(Приложение, рис.2). Дети не отвлекаются на цвет, все внимание сосредоточено на композиции. Закрепляется понятие композиционного центра. К тому же монохромные орнаменты требуют меньших затрат времени , в результате дети гораздо быстрее справляются с заданием.

  После того, как проделаны все эти упражнения, необходимо продолжить знакомство с цветоведением (контраст, сближенная цветовая гамма и др.). Можно давать задания на воображение с определением тематики орнаментов : «времена года», «рассвет», «туман», «северное сияние»  и  так далее. Орнаменты могут быть выполнены, например, в виде эскизов для ковриков, платков или панно.

Огромное значение имеет показ образов народных орнаментов. Рассматривая и изучая узоры, какого либо народа, ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Они учатся простыми средствами добиваеться художественной выразительности.

Заключение

   Результаты проделанной работы позволяют сделать следующие выводы:

- Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту окружающего мира, развивает фантазию , чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии.

 - Доступность, свойственная декоративно-прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества, не смотря на талантливость и одаренность, многим детям. Следовательно, художественно-творческая деятельность, основанная на материале декоративно-прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и выступать источником развития их художественного интереса и художественных навыков.

- Результатом  занятий  декоративно-прикладным  искусством  является  развитие  внимания,  воображения,  развивается  также  мелкая  моторика,  расширяется  лексический  запас,  и  что  немало  важно,  развиваются  творческие  способности. 

-Орнаментальная основа народного искусства близка и понятна детям младшего школьного возраста для восприятия и отображения в творческой деятельности. Народные орнаменты являются источником идей и вдохновения.  Яркие и чистые цвета узоров, симметрия, ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

-Постепенное овладение навыками рисования, изучение орнаментов методом «от простого-к сложному», позволяют  с помощью простых форм создавать красивые узоры, у детей пробуждается творческая инициатива.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства и орнамент, как его неотъемлимая часть, должны сыграть важную роль в художественном развитии детей, обучающихся в подготовительной группе на отделении изобразительного искусства в детской школе искусств.

Список литературы

1. Алексеева В. В. Что такое искусство? О том, как, график и скульптор: Альбом. / В. В. Алексеева – М.: Советский художник, с; ил.

2. Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнамент народов мира. / С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина, С-П.: Кристалл с.

3. Буткевич Л. М. История орнамент: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с., 8 с. ил.: ил. – (Изобразительное искусство).

4. Л. М. Буткевич Л. М. «Орнамент как процесс». М., 2002 г.

5. Величко Н. К. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. – М. «АСТ-ПРЕСС». 1999. С. 63-65

6. Литвиненко В. А., Давалева Д. А. Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 02.05.2018)

7. Прыскина Е. А. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческих способностей дошкольников [Текст] / Е. А. Прыскина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 03 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (6) . – С. 65-7

8. (Романова М. Н., Корнилова А. А. Обзор методических пособий по ДПИ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 41. – С. URL: http://e-koncept.ru/2017/771344/htm. )

9. Росине К. «Орнамент всех времён и стилей». М., 1987 г. С.

10. Соболев Н. Н. «Русский орнамент». М., 1968 г.

Приложение

     

                      Рис.1                                                       Рис.2

                                                                         Рис.3              

Презентация "Орнаменты и узоры" | Презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) по теме:

Слайд 1

АЛЬБОМ «Орнаменты и узоры на посуде» Проект по математике ученика 2 «Б» класса МАОУ «Школа №77» Дроботова Антона г. Ростов-на-Дону

Слайд 2

Цель проекта : узнать что такое узор, орнамент и как украшают посуду разнообразными узорами. Актуальность Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой, супницей или чайником. Очень приятно когда они красивые. Декоративными тарелками украшают стены во многих домах и кафе. Всю эту красоту создают мастера художники, которые расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Что же такое узор и орнамент? УЗОР - это рисунок, представляющий собой сочетание линий и красок. Узор может быть самостоятельным художественным элементом или элементом орнамента. ОРНАМЕНТ - это рисунок, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов - узоров. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Издревле узоры и орнаменты используются в народном творчестве.

Слайд 3

Орнаменты бывают: — геометрический орнамент , состоящий из абстрактных форм. — растительный орнамент , стилизующий листья, цветы, плоды. — антропоморфный орнамент , где в качестве узора применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека; — животный орнамент , стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Слайд 4

Геометрический орнамент

Слайд 5

Растительный орнамент

Слайд 6

Антропоморфный орнамент

Слайд 7

Животный орнамент

Слайд 8

Самые известные виды художественной росписи российских мастеров, сохранившиеся до 21 века. Мезенская роспись – самый древний вид русской росписи. Представлена дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Слайд 9

Жостовская росписи. Основными мотивами росписи являются цветочные букеты. Жостовские подносы перешли их разряда бытовых предметов в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.

Слайд 10

ГЖЕЛЬ Вид русской народной росписи. Используются синий, голубой и белый цвета. Чаще всего это цветочные мотивы, злаки, замысловатые завитушки. Помимо растительного принта в гжели могут быть выполнены и сюжетные рисунки.

Слайд 11

ХОХЛОМА старинная русская роспись. Ее основой является черный фон, на котором изображены различные рисунки красного, золотого, зеленого цвета. Чаще всего это растительная тематика — ягоды, цветы, грибы. Зачастую на посуде, оформленной в технике хохломы присутствуют абстрактные птицы и животные. Традиционно роспись выполняется на деревянной посуде.

Слайд 12

Восточный орнамент на посуде

Слайд 13

Традиционный орнамент на посуде в Индии.

Слайд 14

Традиционный орнамент на посуде в Китае.

Слайд 15

Традиционный орнамент на посуде в Белоруссии.

Слайд 16

Мой орнамент

Слайд 17

Вывод: В разных странах мира встречаются различные орнаменты на посуде. Нередко они бывают комбинированными (растительный и геометрический, животный и растительный, антропоморфный и растительный и т.д.) Чаще всего встречается комбинация с геометрическим орнаментом (точками, квадратами, кружочками, окружностями, ломаными линиями и т.п. элементами), поэтому можно с уверенностью сказать, что математика вокруг нас всегда и везде.

Конспект урока по Изо на тему "Орнамент"

Тема: Ритм, симметрия и орнамент.

«Орнамент из древних знаков» (2 класс).

Цель:

Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения пары варежек, работая в паре.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

  • Дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.

Воспитательные:

    • Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.

    • Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

Развивающие:

  • Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал

  • Развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.

Поставленные задачи способствуют:

  • творческому развитию художественной грамотности в сфере декоративно-прикладного искусства;

  • сознательно применять приобретенные знания в процессе творческой работы;

  • развитию художественного вкуса, ощущению меры, стилистического единства;

  • творческой инициативы;

  • выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.

Основные понятия: Орнамент; мотивы: растительный, геометрический, животный; национальный орнамент; шаблон

Межпредметные связи: Окружающий мир, развитие речи (обогащение словарного запаса), музыка (Д.Шостакович).

Ход урока.

1. Вводная часть

1.1. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

1.2. Учебно-познавательная деятельность.

Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента.

-А что такое орнамент? Слайд № 2

-А что вы можете сказать о слове ОРНАМЕНТ? РУССКИЙ ЯЗЫК

Где мы можем прочитать, что обозначает это слово? СЛОВАРЬ

- Для чего нам нужны узоры?

-Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

-Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.

-Где человек может применять орнамент? Слайд № 3

Наш урок я хочу продолжить вот с такой загадки, а вы попробуете определить тему сегодняшнего урока:


Не боюсь морозца я –
Есть две шубки у меня.
Согревают две сестрички,
А зовут их … (рукавички) 
Слайд № 4

-Для чего они нужны? Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки)

-А в какое время года мы никак не можем обойтись без наших варежек?

Посмотрите, какие разные варежки я нашла в нашем волшебном сундучке. (Учитель показывает образцы варежек, среди которых одна пара без узоров).

-Какая из них вам понравилась больше всего? Почему?

-Какая тема урока у нас будет? Слайд № 5

-Предположите чем мы будем заниматься на уроке?
– Так зачем же человек украшает варежки узорами? (чтобы они не только грели, но и радовали нас своей красотой) – А откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было ни красочных журналов, книг, телевидения? (придумывали сами)

-Что помогало придумывать? ПРИРОДА

-Какие виды орнамента вы знаете? Слайд № 6, 7, 8

2.Объяснение нового материала

История развития орнамента.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Каждая народность, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой.

Слайд № 7

Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например, плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

Слайд № 8

В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло».

Физминутка

Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем.

Мы надели варежки.

Варежки, варежки.

Мы надели валенки.

Валенки, валенки.

Побежали на каток.

Покатались там часок.

Не замерзли ножки

В валенках, валенках.

Не замерзли ручки

В варежках, варежках.

3. Практическая работа

  • Вводный инструктаж учителя:

  • Инструктаж по технике безопасности

  • Самостоятельная работа учащихся

  • Текущий инструктаж учителя

Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми.

Практическая работа в паре

-А как выполнить работу, чтобы она получилась быстрее? (в паре)

Варежки тоже ведь покупают или вяжут парами.

Цель у нас непростая. На столе у каждого лежит всего одна варежка. Вам надо украсить варежки так, чтобы они составили пару.

Сначала давайте вспомним правила работы в паре.

1.Работай дружно. Не ссорься.
2. Советуйся с другом.
3. Умей договариваться.

4. Помогай другу.

Работать вы будете с помощью разных волшебных предметов, используемых на уроках рисования.

Вы изготавливаете одну пару варежек на двоих. Если варежка Маши выглядит так, то варежка Миши должна выглядеть таким образом. А чем они отличаются?

1. Договоритесь, кто из вас будет рисовать левую, а кто правую варежку.

2. Можно приступить к работе.
А как проверить получилась ли у вас правильная пара?

Вы же, ребята, сами сказали, что без узоров варежка нравится не всем, поэтому ставим перед собой задачу: украсить вашу пару варежек орнаментом, не забывая про то, что ваши варежки должны быть одинаковыми.

Учащиеся работают в паре. Учитель осуществляет контроль.

4. Выставка и анализ детских работ.

(Все работы вывешиваются на доске)
– Ребята, какие красивые варежки у вас получились. Видите, как важно уметь работать в паре. А что можно сделать с нашими работами? Решите в паре, а кому бы вы подарили свои варежки?

Теперь надо свою работу проверить и оценить.

Для этого посмотрите:
1) составляют ли ваши варежки пару;
2) одинаковые ли получились узоры;
3) аккуратна ли ваша работа.

Оцениваете свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуете два сердечка. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте одно сердечко.

Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы 

5.Подведение итогов:

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

  1. Какие основные виды орнаментов бывают?

  2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Конспект занятия знакомство с орнаментом "Волшебное солнышко". | План-конспект занятия на тему:

План-конспект занятия по рисованию

Знакомство с понятием «Узор» или «Орнамент».

«Волшебное солнышко».

Дата:28 января 2014 г. 

Автор работы: Ракутина Марина Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества», второй квалификационной категории.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Цель: познакомить учащихся с понятием «орнамент» и научить составлять сложные орнаменты из простых элементов.

Задачи:

- познакомить с различными орнаментами и научиться рисовать их элементы;

- закрепить умение рисовать плоскостью и кончиком кисти;

- развивать глазомер, творческие способности через умение выражать свои чувства, мысли, фантазию в  работе;

-  развивать пространственное мышление и воображение; 

- воспитывать у детей понимание красоты.

Методы обучения: объяснение, беседа, вопросы, указания, работа с образцами  орнаментов, подведение итога.)

Материалы и оборудование: по количеству учащихся –  бумага, кисть среднего размера, баночки с водой, акварель, салфетки, клеенка для стола.

Зрительный ряд: презентация, иллюстрации орнаментов, выполненные педагогом, изображение солнышка и шкатулки знаний.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что настроение у вас отличное и вы, несомненно, готовы к новым открытиям!

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день шкатулку знаний

Непременно пополнять!

Показать учащимся пустую шкатулку на доске.

- Ребята, шкатулка пока пустая, но в конце занятия вы обязательно заполните ее новыми знаниями. А помогать вам в этом будет Солнышко. Посмотрите внимательно на него и скажите, чего же не хватает (лучиков)? Правильно, лучиков, которые вам предстоит украсить, для того, чтобы солнышко стало по-настоящему волшебным.

Сегодня вы познакомитесь с новыми понятиями «узор» и «орнамент», также научитесь рисовать простые элементы узора и составлять из них более сложные.

        Посмотрите, пожалуйста, все ли у вас готово к занятию: клеенка для стола, акварельные краски, кисть, баночка с водой, салфетка, бумага для рисования.

II. Основная часть.

Узор - это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий и красок.

Орнамент – это повторяющиеся узоры.

Где мы можем встретить узоры? (на посуде, одежде, в интерьере и др.)

Орнаменты бывают самые разные, если соединить между собой простые, то получатся более сложные.

Практическая часть:

Задание №1. Рисование простых узоров: заборчики, крестики, плюсики, гусиные лапки, точки. По образцу вместе с педагогом. Техника «примакивание».

Узоры состоящие из одинаковых элементов – это повторяющийся орнамент.

Физкультминутка «Гром»

 (Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения).

Перед нами луг широкий,   (дети разводят руки в стороны)

А над нами лес высокий,    (поднимают руки вверх)

Справа сосны,                     (опускают руки вниз, ставят их на пояс,

                                                     выполняют поворот туловища вправо)

Слева ели
головами зашумели.            (поворот туловища влево)

Грянул гром,                       (хлопок в ладоши перед собой)

Побежали быстро в дом.   (лёгкий бег на месте)

Задание 2.Рисование сложных орнаментов, путем чередования простых элементов.

Например, из точек и кружочка может получиться цветок. Кисть нужно держать вертикально и рисовать кончиком.

- Молодцы, с упражнениями вы справились отлично! Теперь вам предстоит самостоятельно украсить лучики для нашего солнышка. Внимательно посмотрите на те орнаменты, которые мы  рисовали и у вас появятся свои интересные идеи, как можно украсить лучики. Смелее фантазируйте, рисуйте яркими, разными красками. (2-3 мин.)

III. Подведение итогов.

По мере изготовления, дети свои лучики приклеивают к солнышку.

- Посмотрите какое волшебное солнышко у вас получилось, все узоры разные, интересные и неповторимые. Молодцы, с заданием вы справились! А вам понравилось придумывать и рисовать узоры? Где нам в жизни встречаются орнаменты? Что такое узор? Что такое орнамент?

-А теперь настало время, заполнить шкатулку знаний, т.е. приклеить звездочки. Оранжевый цвет – справились с заданием на отлично, зеленый цвет – что-то немного не получилось.

- Вижу с заданием все справились отлично, молодцы! Спасибо за внимание! До новых встреч!

Уборка рабочего места

Объяснение и факты для детей

Объяснение - это попытка ответить на вопрос «кто пукнул». Спрашивается у человека о мотиве: «зачем ты это сделал?». Когда задают вопрос о естественном явлении, это вопрос о естественных причинах (причинной связи).

В науке объяснение - это связь между событием, которое является причиной, и вторым событием, которое является следствием. Фраза «причина и следствие» относится к этому. Связь между двумя событиями называется причинно-следственной связью.Философ Марио Бунге сказал: «Мы не довольствуемся обнаружением фактов, но хотим знать, почему они должны происходить, а не нет».

Как правило, объяснения переходят от того, что мы знаем, к тому, чего мы не знаем. Это важно, поскольку объясняет, почему разным людям могут потребоваться разные объяснения. «Ребенку, неспециалисту и эксперту могут потребоваться разные объяснения одного и того же, поскольку то, что им уже знакомо, будет отличаться».

Задание вопросов зависит от языка и свойственно людям.Это начинается очень скоро после того, как ребенок научится говорить. Игра, в которую маленькие дети играют со взрослыми, - это игра «почему». Каждый родитель получает опыт, как их ребенок задает нескончаемый поток вопросов «почему», пока, наконец, взрослый не скажет: «Ну, это просто ! »

Может быть много споров о том, уместно ли объяснение, и если да, то правильно ли оно. Если спросить, почему солнце излучает тепло и свет, ответ «потому что сейчас день» неуместен, даже если это действительно может быть дневное время.Настоящий ответ не был известен до 20 века. До этого такие народы, как древние египтяне, думали, что это вызвано богом (Атоном).

Типы

Разные вопросы, почему вопросы требуют разных объяснений. в том числе:

Яблоко в день убережет врача

Личные объяснения

Личный вопрос типа "Почему ты это сделал?" явно просит объяснений. Какое это объяснение может быть, зависит от контекста: все зависит от обстоятельств.Этот тип вопросов о мотивах относится только к заинтересованным людям.

Почему вы это делаете? Пояснение: Потому что я собираюсь построить лодку .

Многие объяснения состоят из более чем одного типа. Объяснение может быть действительным или недействительным, либо сочетанием того и другого. Некоторые объяснения могут показаться разумными, но могут оказаться неверными или вводящими в заблуждение.

Связанные страницы

.

статей | LearnEnglish Kids | Британский Совет

Примеры

Я видел льва и слона в зоопарке .
Лев был страшным.

Помните!

Мы используем 'a' перед словом, которое начинается с согласной. Мы используем 'и' перед словом, которое начинается с гласной.
Я видел л ion и e lephant.

Будьте осторожны!

Сначала мы используем ‘a’ или ‘an’ . После того, как мы используем «the» .
Она съела бутербродов с сыром и чипсов на обед. Ей не нравились бутерброды и .
Мы останавливались в старинном отеле . Бассейн был в , в отеле .

Мы говорим ... Мы не говорим ...

Я уехал в Японию. (НЕ Я ездил в Японию.)
Он играл в теннис с Беном.(НЕ Он играл в теннис с Беном.)
Они позавтракали в 9 часов. (НЕ они завтракали в 9 часов.)

(Некоторые слова не имеют артикля. Обычно мы не используем артикли для обозначения стран, блюд или людей.)

.

Как маленькие дети изучают английский как другой язык | LearnEnglish Kids

Опал Данн, консультант по вопросам образования и автор

Введение

Дети младшего возраста овладевают естественным языком; они мотивированы изучать язык без осознанного обучения, в отличие от подростков и взрослых. У них есть способность имитировать произношение и вырабатывать правила для себя. Им не приходит в голову идея о том, что научиться говорить на английском языке сложно, если она не предлагается взрослыми, которые, вероятно, сами выучили английский академически в более позднем возрасте по учебникам по грамматике.

Прочтите примечания ниже о маленьких детях, изучающих английский как другой язык. Вы также можете скачать эти заметки в виде буклета. Щелкните правой кнопкой мыши ссылку ниже, чтобы загрузить буклет на свой компьютер. Вы можете распечатать этот буклет.

Преимущества раннего начала

  • Маленькие дети все еще используют свои индивидуальные, врожденные стратегии изучения языка, чтобы выучить свой домашний язык, и вскоре обнаруживают, что они также могут использовать эти стратегии для изучения английского.
  • У маленьких детей есть время учиться в игровой форме.Они усваивают язык, принимая участие в делах, которые делятся со взрослым. Сначала они понимают смысл занятия, а затем черпают смысл из общего языка взрослых.
  • У маленьких детей есть больше времени, чтобы вписать английский в повседневную программу. Школьные программы, как правило, носят неформальный характер, и дети еще не забиты фактами, которые нужно хранить и проверять. У них может быть мало домашней работы или она может не выполняться совсем, и они меньше подвержены стрессу из-за того, что им необходимо соблюдать установленные стандарты.
  • Дети, у которых есть возможность выучить второй язык, пока они еще маленькие, похоже, используют одни и те же врожденные стратегии изучения языка на протяжении всей жизни при изучении других языков.Выучить третий, четвертый или даже больше языков легче, чем второй.
  • Маленькие дети, которые изучают язык, а не осознанно изучают его, как это должны делать дети старшего возраста и взрослые, с большей вероятностью будут иметь лучшее произношение и лучше понимать язык и культуру. Когда одноязычные дети достигают половой зрелости и становятся более застенчивыми, их способность усваивать язык уменьшается, и они чувствуют, что должны сознательно изучать английский язык с помощью программ, основанных на грамматике. Возраст, в котором происходит это изменение, во многом зависит от уровня развития отдельного ребенка, а также от ожиданий его общества.

Этапы освоения английского

Разговорный язык естественным образом предшествует чтению и письму.

Период молчания
Когда младенцы изучают свой домашний язык, наступает «период молчания», когда они смотрят, слушают и общаются с помощью мимики или жестов, прежде чем начать говорить. Когда маленькие дети изучают английский язык, может быть аналогичный «период молчания», когда общение и понимание могут иметь место до того, как они фактически произнесут какие-либо английские слова.

В это время родители не должны заставлять детей участвовать в устном диалоге, заставляя их повторять слова. Разговорный диалог должен быть односторонним, разговор взрослого должен предоставлять ребенку полезные возможности для изучения языка. Когда взрослый использует парентезию (скорректированную форму речи) для облегчения обучения, ребенок может использовать многие из тех же стратегий, которые они использовали при изучении своего домашнего языка.

Начало разговора
Через некоторое время, в зависимости от частоты занятий английским языком, каждый ребенок (девочки чаще, чем мальчики) начинает говорить отдельные слова («кот», «дом») или готовые короткие фразы. («Что это?», «Это моя книга», «Я не могу», «Это машина», «Пора домой») в диалогах или в виде неожиданных заявлений.Ребенок запомнил их, точно имитируя произношение, не подозревая, что некоторые из них могут состоять более чем из одного слова. Этот этап продолжается в течение некоторого времени, поскольку ребенок усваивает больше языка, используя его в качестве кратчайшего пути к диалогу, прежде чем они будут готовы создавать свои собственные фразы.

Развитие английского языка
Постепенно дети вырабатывают фразы, состоящие из одного заученного слова, к которому они добавляют слова из своего словарного запаса («собака», «коричневая собака», «коричнево-черная собака») или отдельного слова. заученный язык, к которому они добавляют свой собственный ввод («Это мой стул», «Пора играть»).В зависимости от частоты знакомства с английским языком и качества опыта дети постепенно начинают составлять целые предложения.

Понимание

Понимание всегда лучше, чем речь, и способность маленьких детей понимать не следует недооценивать, поскольку они привыкли понимать свой домашний язык с помощью различных контекстных подсказок. Хотя они могут не понимать всего, что слышат на своем родном языке, дети улавливают суть, то есть они понимают несколько важных слов и расшифровывают остальные, используя различные подсказки для интерпретации значения.С поощрением они вскоре передают свои навыки понимания сути, чтобы интерпретировать значение на английском языке.

Разочарование

После первых уроков английского языка некоторые маленькие дети разочаровываются в своей неспособности выражать свои мысли по-английски. Другие хотят говорить по-английски быстрее, чем на своем родном языке. Разочарование часто можно преодолеть, предлагая детям «театральные» пьесы, такие как «Я могу сосчитать до 12 по-английски» или очень простые стишки, которые состоят из готовых фраз.

Ошибок

Детям не следует говорить, что они сделали ошибку, потому что любое исправление немедленно демотивирует. Ошибки могут быть частью процесса выработки грамматических правил английского языка или ошибками в произношении. «Я пошел» вскоре становится «пошел», если ребенок слышит, как взрослый повторяет «да, ты пошел»; или если взрослый слышит «зи автобус» и повторяет «автобус». Как и при изучении своего домашнего языка, если у детей есть возможность услышать, как взрослый правильно повторяет один и тот же кусок языка, они исправятся самостоятельно в удобное для них время.

Гендерные различия

Мозг мальчиков развивается не так, как у девочек, и это влияет на то, как мальчики учат язык и используют его. Иногда в смешанных классах мало возможностей для мальчиков, которые могут быть омрачены естественной способностью девочек использовать язык. Если юноши хотят реализовать свой потенциал, им нужен другой языковой опыт с девушками, и их достижения не следует сравнивать с достижениями девушек.

Среда обучения языку

Детям младшего возраста сложнее овладеть английским языком, если они не получают нужного опыта, сопровождаемого взрослой поддержкой с использованием «парентеральных» техник.

  • Маленькие дети должны чувствовать себя в безопасности и знать, что для использования английского языка есть очевидная причина.
  • Действия должны быть связаны с некоторыми интересными повседневными делами, о которых они уже знают, например, совместное использование книжки с картинками на английском языке, произнесение стишка на английском языке, перекус на «английском».
  • Действия сопровождаются языком для взрослых, дающим текущие комментарии о том, что происходит, и диалогами с использованием адаптированного парентского языка.
  • Занятия по английскому языку - это весело и интересно, они концентрируются на концепциях, которые дети уже поняли на родном языке.Таким образом, дети не изучают две вещи, новую концепцию и новый язык, а просто изучают английский, чтобы говорить о том, что они уже знают.
  • Действия, по возможности, подкрепляются конкретными объектами, так как это помогает понять и повышает общий интерес.

Чтение

Дети, которые уже умеют читать на своем родном языке, обычно хотят научиться читать на английском. Они уже знают, как декодировать слова на своем родном языке, чтобы понять смысл текста, и, если им не помочь в декодировании на английском, могут перенести свои методы декодирования на родном языке и в конечном итоге читать английский с акцентом на родном языке.

Прежде чем они смогут расшифровать английский, маленькие дети должны знать 26 названий букв алфавита и звуков. Поскольку в английском языке 26 букв, но в среднем 44 звука (в стандартном английском), вводить оставшиеся звуки лучше, пока дети не приобретут больше опыта в использовании языка и чтении,

Начать чтение на английском будет легко, если маленькие дети уже знают язык, который они пытаются читать. Многие дети сами учатся читать по-английски, если они делились книжками с картинками со взрослыми или выучили стихи, поскольку они, вероятно, запомнили язык.Чтение того, что они знают наизусть, является важным шагом в обучении чтению, так как это дает детям возможность научиться самостоятельно расшифровывать простые слова. Когда дети накопят банк слов, которые они могут читать, они чувствуют себя уверенно и готовы к более структурированному подходу.

Родительская поддержка

Дети должны чувствовать, что они прогрессируют. Им нужна постоянная поддержка, а также похвала за хорошую работу, поскольку любой успех мотивирует их. Родители находятся в идеальном положении, чтобы мотивировать и помогать своим детям учиться, даже если они сами владеют только базовым английским и учатся вместе со своими маленькими детьми.

Делясь друг с другом, родители могут не только привнести язык и занятия своего ребенка в семейную жизнь, но также могут влиять на отношение своих маленьких детей к изучению языка и другим культурам. Сейчас общепринято, что большинство жизненных установок формируется к восьми или девяти годам.

Дополнительная литература:

Если вы хотите узнать больше о том, как дети изучают языки, мы предлагаем следующие веб-сайты:

.

план урока ESL по обучению детей английскому языку

план урока ESL по обучению детей английскому языку - как спланировать веселье 45 минут! Страница на японском

На этом сайте множество идей, но как их на самом деле объединить сформировать урок? Что ж, за последние несколько лет этот тип конструкции "эволюционировал" на моих уроках к большому успеху!


Идея - вернуть детей в «Генки». способ обучения, чтобы снова к тебе привыкнуть, разогреть их и пересмотреть предыдущие язык времени.
  • Начните с быстрого прохождения игры Warm Up. Время зависит от класса, от 30 секунд до 5 минут.
  • Затем добавьте весь английский, который вы учили на предыдущих уроках. например только задавайте им вопросы и заставляйте их отвечать.
  • Если они уже знают их, попробуйте быстро игра с линиями или игра с молотком.
  • Просмотрите песню из предыдущего урока. Они поют, танцуют и вспоминают предыдущая работа все одновременно.В идеале вы бы просмотрели все песни вы уже делали это раньше, но у нас нет на это времени, поэтому только один из предыдущий урок!



У нас есть два способа сделать это: более современный «учиться на ошибках». способ, который дает наилучшие результаты, но может быть немного неудобным для некоторых учителей, или более "традиционным" способом, если вам действительно не нравится ошибаясь.

Сначала мы сделаем современный способ, так как он получил отличные отзывы из Гарвардского проекта. :)

1. Учите новые слова / грамматику, делая ошибки ...

  • Разместите компьютерную игру для сегодняшнего урока на экране. * 1 * 2 * 3
  • Один ребенок выходит вперед и управляет компьютером. * 4
  • Нажимают "старт"
  • Все слушают и направляют контролера, говоря «вверх, вниз, влево, вправо "* 5 * 6
  • Учитель терпеливо ждет - не поддавайтесь искушению вмешаться.Пусть делают ошибки!
  • Класс превратится в футбольный матч, где все будут выкрикивать направления.
  • Продолжайте, пока они не закончат игру через 15-20 минут под бурные аплодисменты. * 7
* 1 Это должна быть новая тема сегодняшнего дня, когда дети впервые увидят этот английский. Хотя, конечно, если они уже знают английский, нам не нужно его заново учить! Во всех компьютерных играх есть полные фразы, поэтому вы получаете не только лексику, но и грамматику. сегодняшнего урока.
* 2 Если вы участвуете в программе домашнего задания, вы устанавливаете его как домашнее задание за неделю до этого.
* 3 Если вам посчастливилось иметь планшеты с Genki English для каждого ребенка, они делают игру на своем собственном планшете. Для остальных мы используем один компьютер спереди подключен к телевизору или проектору.
* 4 Это отличная награда за хорошее поведение на предыдущих уроках.
* 5 Очень важно, чтобы контроллер перемещал курсор только тогда, когда другой дети говорят им, что если они передвигаются сами по себе, то другие дети.Если у контроллера возникли проблемы с этим, сообщите им, что они робот и может двигаться только по командам своих друзей!
* 6 Если вы еще не прошли урок левой и правой руки, дети могут сказать это на своем родном языке. Но это очень важно они не выкрикивают перевод словарного запаса, идея состоит в том, чтобы создать связь между разговорным английским с компьютера и картинками на экран.
* 7 Это самая сложная часть для учителей! :) Наберитесь терпения и не поддавайтесь соблазну вмешиваться, когда они делают ошибки.Расслабьтесь и позвольте им учиться. Поверь мне вы захотите сдаться на полпути. Но ПРОДОЛЖАЙТЕ! Это требует времени и тебе это понравится. Или, если вы хотите испытать себя, попробуйте один из уроков Genki Thai или Genki Spanish, которые вы еще не знаете!

2. Проверяйте значения с помощью программного обеспечения «Слова» + действия / жесты

Мы должны убедиться, что дети понимают то, что они только что узнали.
(например, дети иногда думают, что "я голоден" означает "мой желудок" болит »или что-то еще - такое случается часто!)

Сыграйте каждый элемент словаря и попросите детей повторить.

Не говорите детям значения.
* Спросите их *, что они думают, что означает каждая фраза, и убедитесь, что нет недоразумения.

Попросите их придумать жесты / действия для каждого элемента словаря - отлично подходит для творчества, они придумывают безумные вещи!

Проиграйте каждый элемент словаря 3-4 раза, каждый раз повторяя детям (чтобы вы могли проверить их произношение) и делать жесты (чтобы вы могли убедитесь, что они все это делают.)

.
3. Заставьте англичан застрять в головах с сегодняшней песней

Поднимите их всех перед пением, чем громче они поют, тем эффективнее он становится (Эффект "Rolling Stones"!)

Чтобы получить все стили обучения, используйте анимацию в программе (для визуальных учащихся) плюс жесты (для кинестетических учащихся)

Если вы не уверены в пении (или хотите чтобы твой голос успокоился, как я) обязательно сделайте программный «Мини-урок» перед самой песней.
(загляните на GenkiGerman.com или GenkiJapan.net, если хотите испытать песни на себе!)

  • Используйте "слова" цифровые карточки с картинками (или напечатанные карточки с картинками, если вы действительно олдскульный :)) Поднимите одну, произнесите слово и получите дети, чтобы сказать это в ответ.
  • Отзыв часто! Через каждые 3 или 4 слова повторяйте другие.
  • 8 слов - хорошее количество, чтобы научить за один урок.
  • Вопросы и ответы лучше. Произнесите вопрос, укажите на карточку и дети отвечают. Это лучше, чем просто изучать лексику изолированно. Попробуйте обмануть их, указав на карточку и задав другой вопрос. например "Как вас зовут?"
  • Чтобы сэкономить время, попробуйте пропеть каждое слово при его вводе. Мелодия и действия помогают детям быстрее их запоминать.Плюс, когда ты закончишь слова, они уже знают песню.
  • Проучите песню «a capella» с помощью «Мини-урока» несколько раз без музыки. Продолжайте практиковать, пока они не узнают все слова!
  • Если они не говорят что-то громко, проведите соревнование между вами и ними, чтобы посмотреть, кто может сказать слово громче всех. Тогда даже застенчивые дети будут говорить слова!
  • Спойте песню под музыку, чтобы убедиться, что они знают лексику и повеселятся! Сохранение музыки до конца убедитесь, что дети знают слова и сохраняют энергию.


Здесь мы хотим воссоздать реальную среду разговора с нервозность трепетания сердца, возникающая при разговоре на иностранном языке в первый раз.

Мы делаем это со специально подобранными играми.

Вы можете найти объяснения каждой игры, щелкнув урок, который вы хотите преподать, на странице учебной программы или вот несколько вещей, о которых следует помнить.

  • Детям разрешен только английский, но учитель должен объяснять на том языке, который наиболее эффективен. Чем меньше времени вы тратите на объяснения, тем больше у детей времени на тренировку.
  • Большинство игр на этом сайте можно использовать практически для любого словаря.
  • Попробуйте кнопку «Случайная игра» для вдохновения!
  • Но у каждого урока есть своя собственная рекомендательная игра, в которой больше всего говорят Практика с наименьшим количеством подготовки.Выберите урок из учебной программы и прокрутите страницу этого урока вниз.
  • Чтобы помочь с классами смешанного уровня, большинство рекомендуемых игр групповые / парные игры.
  • Объясните игры, разыгрывая их. Все игры на сайте могут быть объяснил через 2 или 3 минуты или меньше. При командном обучении попробуйте дать перевод игры другому учителю, который затем объяснит правила на родном для детей языке. язык.
  • Если нет конца игре - делайте большой обратный отсчет!
  • Не забывайте учить своих детей Genki английскому правилу no.2 что «Проиграть не значит проиграть. Это просто значит попробовать еще раз!» (Вы можете понять, почему я рекомендую «учиться на ошибках» способ введения словаря выше!)
  • Если всем весело, все выигрывают! Если они не выиграют, это просто еще один шанс попробовать еще раз в следующий раз. Сделайте это, и каждый ребенок будет хотеть чтобы продолжить и узнать больше, особенно если они действительно проиграют игру!
  • Если будет время....
  • Спойте сегодняшнюю песню еще раз, а затем песню «Спасибо», чтобы закончить.
  • Скажите им, насколько они хороши
  • Сделайте несколько хлопков и аплодисментов.
  • Завершите урок на высоком уровне, чтобы они с нетерпением ждали следующего урока!

Итак, вот, хорошо структурированный урок с большим количеством возможностей для выступления Английский и учи новый язык! Конечно, есть разные способы сделать это, и, пожалуйста, не стесняйтесь варьировать, но это тот, который я использовал больше всего довольно часто.Вы можете увидеть многое из этого в моей бесплатной онлайн-мастерской по видео.

Мысли, комментарии или предложения? Дай мне почту.

Хорошо, выберите тему из учебной программы и приступайте!

Be genki,

Ричард

.

статей 1 | Грамматика - от начального до среднего

Посмотрите на эти примеры, чтобы увидеть, как используются статьи.

Она врач.
Мне нужен зонт.
Вы слышали новости?
Я не люблю пауков.

Попробуйте это упражнение, чтобы проверить свою грамматику.

Грамматический тест 1

Грамматический тест 1: Статьи 1

Прочтите объяснение, чтобы узнать больше.

Грамматика

Вот некоторые из самых важных вещей, которые нужно знать об использовании статей.

Вакансий

Когда мы говорим, чем занимаются люди, мы обычно используем , /, .

Он архитектор .
Она учёный .
Моя бабушка была учительницей.

Единственное число существительных

Счетные существительные в единственном числе всегда имеют артикль - , /, или , (или другой определяющий фактор - , мой , , ваш , , это , , что и т.).

Мы используем a / an - неопределенный артикль - когда говорим о чем-то впервые или о чем-то, что является частью группы или типа.

Я вчера видел хороший фильм .
Хотите или напиток?

Мы используем a , когда следующее за ним слово начинается с согласного звука. Мы используем и , когда за ним следует гласный звук. Это облегчает произношение.

Имеет и высшее образование.
Дорога домой заняла и час.

Мы используем , - определенный артикль - когда слушатель уже знает, о чем мы говорим, потому что он был упомянут ранее или потому что есть только один из них.

Я собираюсь прогулять собака .
Вы видели ключ от машины ?
Они идут к , школе , рядом с мостом .

Вещи в целом

Когда мы говорим о вещах в целом, мы обычно используем множественное или неисчисляемое существительное без артикля.

Птицы поедают червей.
Вода замерзает при 0 ° C.
Детям нужно много спать.

Отдельные группы вещей

Когда мы говорим об определенной группе вещей, мы используем как .

Сходили в зоопарк, увидели кенгуру. (Это отдельные кенгуру в этом зоопарке, а не кенгуру в целом.)

Сделайте это упражнение, чтобы еще раз проверить свою грамматику.

Грамматический тест 2

Грамматический тест 2: Статьи 1

.

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Объяснение - это попытка ответить на вопрос «почему». Спрашивается у человека о мотиве: «зачем ты это сделал?». Когда задают вопрос о естественном явлении, это вопрос о естественных причинах (причинной связи).

В науке объяснение - это связь между событием, которое является причиной, и вторым событием, которое является следствием. Фраза «причина и следствие» относится к этому. Связь между двумя событиями называется причинно-следственной связью.Философ Марио Бунге сказал: «Мы не довольствуемся обнаружением фактов, но хотим знать, почему они должны происходить, а не нет». [1]

Как правило, объяснения переходят от того, что мы знаем, к тому, чего мы не знаем. Это важно, поскольку объясняет, почему разным людям могут потребоваться разные объяснения. «Ребенку, неспециалисту и эксперту могут потребоваться разные объяснения одного и того же, поскольку то, что им уже знакомо, будет отличаться». [2]

Задание вопросов зависит от языка и свойственно людям.Это начинается очень скоро после того, как ребенок научится говорить. Игра, в которую маленькие дети играют со взрослыми, - это игра «почему». Каждый родитель получает опыт, как их ребенок задает нескончаемый поток вопросов «почему», пока, наконец, взрослый не скажет: «Ну, это всего лишь ! ».

Может быть много споров о том, уместно ли объяснение, и если да, то правильно ли оно. Если спросить, почему солнце излучает тепло и свет, ответ «потому что сейчас день» неуместен, даже если это действительно может быть дневное время.Настоящий ответ не был известен до 20 века. [3] Раньше такие народы, как древние египтяне, думали, что причиной этого является бог (Атон).

Разные вопросы, почему вопросы требуют разных объяснений. включая:

Общие пояснения [изменить | изменить источник]

Они добавляют кое-что к человеческим знаниям.

  • объяснения, основанные на принципе или теории. [4]
«Часто говорят, что ключевое различие между историками и политологами состоит в том, что историки, будучи политологами, склонны строить нарративные объяснения... склонны строить объяснения, основанные на теории ". [5]

Личные объяснения [изменить | изменить источник]

Личный вопрос типа "Почему ты это сделал?" явно просит объяснений. Какое это объяснение может быть, зависит от контекста: все зависит от обстоятельств. [6] Этот тип вопросов о мотивах относится только к заинтересованным лицам.

Почему вы это делаете? Пояснение: Потому что я собираюсь построить лодку .

Многие объяснения состоят из более чем одного типа. Объяснение может быть действительным или недействительным, либо сочетанием того и другого. Некоторые объяснения могут показаться разумными, но могут оказаться неверными или вводящими в заблуждение. [7]

  1. ↑ Bunge, Mario 1967. Научное исследование II: поиск истины . Берлин: Springer-Verlag. Глава 9: Объяснение.
  2. ↑ Лэйси А. 1970. Философский словарь . Лондон: Рутледж и Кеган Пол, стр. 64.ISBN 0-7100-8362-9
  3. ↑ Ядерный синтез на Солнце превращает водород в гелий, в результате чего образуется энергия в виде излучения.
  4. ↑ Ахинштейн, Питер 1971. Закон и объяснение: очерк по философии науки . Oxford University Press, глава IV Объяснение, стр. 61. ISBN 0-19-858208-0
  5. ↑ Элман, Колин. 2001. Мосты и границы: историки, политологи и исследования международных отношений. с71
  6. ↑ Кейл, Фрэнк К.и Уилсон, Роберт Эндрю. 2000. Объяснение и познание. p6
  7. ↑ Блейксли, Дэвид и Хогевин, Джеффри Л. 2007. Справочник Томсона . Блэквелл, Оксфорд, стр. 209. ISBN 9781428205031
.

Смотрите также