Bergamo —
организация и оформление
стильных мероприятий
в Санкт-Петербурге!
Древняя самобытная нация, которая верна своей культуре, обычаям и ценностям. Даже в чужой земле армяне не ассимилируются с местными, стараются жить согласно уставам формировавшимся веками.
Знаете ли вы, что история зарождения Армении описана в Библейских преданиях. Родоначальника звали Гайк, он являлся праправнуком знаменитого Ноя. Юноша был красив и силен, вместе со своими людьми принимал участие в возведении Вавилонской башни. После, ушел в родные, завещанные отцом земли.
Защищая право на основание собственного государства, он вступил в войну с Беллом и победил. На месте сражения, построили город, названный в честь победителя.
Гайк жил до 2026 г до н.э, после страну возглавил его сын по имени Арменак. За время правления он расширил границы, присоединил ряд племен и подарил государству название – Армения.
Начиная с 301 г. Христианство официально является государственной религией. А первые общины, ее исповедовавшие, появились в 1 столетии нашей эры. Церковь у Армян не похожа на католическую и православную, и отличается:
Присутствуют на территории страны так же католики, православные, мусульмане, но их общее количество не превышает 5% от всех верующих.
Старинные дома этого народа удивят любого европейца. Представляете, крышу они делали из земли, насыпаемой на деревянные столбы. Стены возводили из камня, а окна располагали вверху, на потолке.
В центре квадратного дома, на возвышении находился очаг. Вдоль стен располагались тахты, служившие хозяевам вместо кроватей. А ниши закрывались деревянными дверцами, выполняли роль шкафов. На открытых полках красовалась глиняная посуда, кухонная утварь.
Вернуться к оглавлению
Дерево крепкое, если у него сильные корни. Потомки Гайка берегут свои корни. Армянские традиции и обычаи в семье основываются на законах, переходящих из поколения в поколение.
Особое отношение к дедам прививается с молоком матери. В поведении это проявляется соблюдением правил:
Щедрые люди, готовые принять у себя любого, даже не званого гостя. Богатый стол, радушные хозяева, удобная постель – не заменимые атрибуты гостеприимства армян, прославившего их на весь мир.
Делясь кровом, угощениями, они делятся счастьем. А счастье, подаренное другим, возвращается втройне. Отказаться от приглашения за стол, значит обидеть хозяина.
В стране многодетные семьи – норма. Каждому маленькому человечку радуются, оберегают и балуют подарками. К появлению чада на свет готовятся заранее. Несмотря на счастье, малыша скрывают от чужих глаз 40 дней со дня рождения. Примечательно, что после родов, перед тем как войти с ребеночком в храм, мать должна очиститься.
Интересные обряды, связанные с появлением малыша:
Знаете ли вы, что армянская кухня одна из древнейших в мире, сохранившая многие рецепты и традиции по сей день. Отличительные черты блюд:
Так же употребляют в пищу овощи, бобовые, злаки.
Вернуться к оглавлению
Раньше торжество праздновали не меньше 7 дней. Гуляли всем селом. Процесс подготовки к данному событию мог занимать до 2 лет. Сейчас многие традиции ушли, часть упростились. Но есть места, где соблюдают большую долю обрядов, о которых расскажем ниже.
Все начинается со сговора. Мужчины, представители жениха идут к родителям девушки. Если родственники договорились, через время в дом невесты посылаются сваты. Интересно, что раньше будущую жену для сына выбирала свекровь, и уже потом обговаривала кандидатуру с отцом, дедом.
Девушке разрешалось выходить замуж в 12 лет. Юноша же должен был встать на ноги, обеспечить семью. Поэтому мужчины не вступали в брак до 23 – 24 лет.
Учитывая религиозность народа, основной церемонией являлось венчание. Гражданская регистрация, порой проводилась через годы, и то если была такая необходимость (рождение ребенка, юридические вопросы).
Современные армяне отмечают свадьбы скромнее, нежели их предки. Но гуляние по-прежнему отличается размахом. Праздновать начинают порознь. В доме жениха накрывается стол, друзья, родственники желают счастья. Потом, процессия направляется в дом девушки. После откупа невесты ее передавали мужу. При этом играла грустная музыка, мать, подруги причитали, пели народные прощальные песни.
Завершив венчание, гости ехали к жениху, где продолжали пиршество. В наше время молодые отправляются в ресторан.
Благословляет молодоженов мать жениха. В старину, она не допускалась на таинство, и ждала детей у входа в дом. Сейчас свекровь может посетить церемонию, но до начала застолья, женщина встречает молодых у порога с лавашем и медом (так же как у русских с хлебом и солью). Она желает счастья, говорит напутственные слова.
После гуляний, соблюдались обряды:
Вернуться к оглавлению
Праздники в Армении, удивительны, эмоциональны. Попасть на гуляние в эти дни – незабываемый опыт для европейцев.
В основе праздника лежит красивая языческая легенда о том, как бог подземного царства похитил богиню любви Астхик и запер у себя. Мир погрузился во тьму, из людских сердец исчезла любовь. Но бог грозы Ваагн освободил возлюбленную. Вернувшись на землю, Астхик брызгала на все водой, и лепестками роз. Так любовь снова поселилась в сердцах.
С приходом христианства, народ перестал верить в языческие божества, но отменять красивый и веселый праздник не хотелось. Тогда его приурочили ко дню Преображения Господня и стали отмечать в 14 воскресенье после Пасхи.
На Вардавар люди с раннего утра дарят розы тем, к кому испытывают привязанность и обливают всех водой. Причем не важно, кто перед вами, бедняк или человек в богатом костюме. Лить воду можно на всех, была бы посуда в руках.
Воздержание от мяса, молока, рыбы длится 40 дней. Это похоже на пост, которого православные придерживаются перед пасхой. Послабление у армян допускалось по воскресеньям. А праздник Цахказард, схож с вербным воскресеньем. Кстати армяне тоже красят яйца, и обмениваются ими на Пасху.
Всего в Армении 4 праздника, связанных с крестом. Главным является Хачверац. Отмечается он в воскресенье, в период с 14 по 17 сентября и приурочен возвращению Животворящего креста Христова в 614 г. в Иерусалим. Среди войск, отбившим святыню у персов был армянский полк, поэтому праздник является национальной гордостью народа.
Празднование Рождества проводится с 5 на 6 января и совпадает с Крещением. Армянская церковь верна традициям и претерпевала минимум изменений, по сравнению с Католической, православной. В древности все христиане отмечали рождение Иисуса с 5 на 6.
Почему в этот день празднуют и Крещение. В Библии сказано, что Христос крестился и начал проповедовать в 30 лет. Логично предположить, что обряд был проведен в день его юбилея.
Время шуток, веселья. Начинается за две недели до Меци Пагк. Все 14 дней проходят со смехом.
Вернуться к оглавлению
Праздник перекликается с православным. Через 50 дней после Пасхи, Дух святой сошел на апостолов. В результате чего ученики Христовы смогли разговаривать на разных языках, и проповедовать в любом уголке мира. Пятидесятница не имеет фиксированной даты, время празднования зависит от Пасхи. Следом начинается Ильинский пост длиною в 5 суток.
Отмечают на 40 день после Великого Воскресенья. В России это торжество называют Вознесение Господне. В небо выпускают голубей, провожая их взглядом, пока птицы не скроются из виду. А еще, накануне вечером девушки плетут венки, собирают в кувшины воду из 7 родников. Наутро, жидкость в сосудах благословенна.
Традиция принесения в жертву животных описана в Ветхом Завете. Армяне сохранили ее до наших дней, хоть и с изменениями.
В честь преданности Всевышнему, как благодарность за помощь или просьба в содействии проводится Матах. Домашнее животное мужского пола (только не свинью), пускали на убой. Мясо варили, добавляя священную соль. После раздавали бедным. Не убивают только голубя. Его достаточно выпустить в небо.
Матах – не символ живодерства, язычества. Так народ показывает, что готов жертвовать во славу Бога. |
Праздник имеет исторические, религиозные корни. Это дата, когда в борьбе за свободу, за христианскую веру объединились все: старики, дети, женщины, те, кто мог стоять и держать оружие. Многие погибли, не счесть, но народ выжил, и вера сохранилась.
Произошло событие в V веке, а отмечают его за 8 недель до Пасхи. Во главе сильного, единого полка стал Вардананц. Он пал в бою, но сохранил память о себе на века. В его честь и назвали праздник.
В начале III века в Армении существовали как христиане, так и язычники. Св. Григорий был христианином. А вот царь Трдат III, правивший в те годы, — язычником. Григорий просидел в царской тюрьме около 13 лет, т. к. его считали предателем и шпионом. Но однажды, Трдат III заболел.
Вылечить никто не мог, и только заключенный в темнице «предатель», обращаясь к Богу, исцелил правителя. Царь поверил в Господа, и христианство официально стало государственной религией страны.
Святого почитают 30 сентября.
Пасха, великий праздник для всех Христиан, армянский народ не исключение. Интересные Пасхальные традиции в Армении:
Праздник молодых и влюбленных. Корни уходят во времена язычества. Христианская церковь, преобразовала его, совместив со Стретением Господним. День, когда Иисуса впервые принесли в храм. Отмечают 13 февраля. В церквях проходят службы. А вечерами молодые пары прыгают через костер.
Если одежда загорится — хороший знак, сгорят неудачи. Завершается день застольем и поеданием сладостей. |
Если вы обожаете этот праздник, приезжайте в Армению, их там целых 3:
2 и 3 новый год связан с язычеством, не признается церковью. Но разве это остановит людей? Так что если вы думали, что русский «старый новый год» круче всех, то ошиблись. У Армян на 1 праздник больше.
Вернуться к оглавлению
Мужская и женская одежда делились на праздничную и каждодневную. Для мужчин отдельно шили военное облачение. Одежда у западных и восточных Армян отличалась. На западе носили жилеты из козьего меха, а на востоке шубы. Мужчины носили шаровары и пеструю рубаху. Поверх жилет или архалук.
Женщины одевали халав (длинная рубашка), под низ — красные штаны. В прохладную погоду накидывали архалук, но не застегивали его, а лишь завязывали на талии пояс.
Именно в Армении, после всемирного потопа, библейский персона Ной посадил виноградную лозу. С тех пор земля стала столицей виноделия. Раньше ягоды давили ногами в специальном каменном сооружении. Сейчас технология усовершенствовалась. Но до сих пор производством вина занимаются многие семьи, а так же промышленные предприятия. Делают из винограда, фруктов, ягод.
Знаменитые марки:
Коньяк стали производить позднее. Качество армянского напитка славилось не только в СССР, но и на западе. Большой популярностью пользуются:
Весь коньяк делится на :
Знаете ли вы, что количество звездочек на бутылках ординарного коньяка говорит о том, сколько лет выдерживались спирты в бочках.
Похороны в Армении имеют много общего с Русскими обычаями. Обряды, специфические для армянского народа:
На поминки родственники и друзья надевают черную траурную одежду.
Армения удивительная страна, с добрыми открытыми жителями. Красивые пейзажи, обычаи армянского народа, архитектура и, конечно же, незабываемая кухня, вино. Посетив страну один раз, вы захотите приезжать туда снова и снова.
Вернуться к оглавлению
Традиции и обычаи чтут, глубоко уважают в современной армянской семье. Большой круг близких и дальних родственников собирается на важные события: сватовство и свадьба, рождение и похороны. Бабушки и дедушки, дяди и тети принимают участие в воспитании детей.
Армянские семьи насчитывают до 50 человек. Благодаря любви между мужчиной и женщиной и взаимоуважении поколений, семьи остаются дружными и крепкими на протяжении долгого времени.
Женщина в семье играет главную роль как создательница и хранительница семейного очага, в семье существует понимание важности мужчины и уважительные отношения между младшими и старшими в семье. В армянских семьях царит патриархат, который держится на любви и почитании старших.
Западные традиции оказали небольшое влияние на армянские семьи. Женщины считают главной семью, они являются хранительницами очага и верной опорой мужу. К ним предъявляют повышенные требования: нужно быть хорошей хозяйкой и привлекательно выглядеть, следить за своей внешностью.
Замечено, что в последнее время в Армению часто приезжают холостяки с Запада, чтобы выбрать верную жену и создать счастливый крепкий брак.
Древние традиции и семейные устои до сих пор присутствуют в жизни армян. Обычаи соблюдают особенно, когда рождается ребенок, при организации похорон или свадьбы.
Мужчина в Армении занимает главное место в семье. Он обеспечивает ее, зарабатывает деньги, оказывает помощь родственникам и друзьям. Он уделяет время своим детям, их воспитанию.
Для армянского мужчины на первом месте стоит благополучие и спокойная атмосфера в его семье, он может переступить через свою гордость. Армянского мужчину беспрекословно слушают все родственники. Его жена также является хозяйкой в доме, делит с ним права и получает уважение от остальных родственников.
Обычно после свадьбы жена уходит жить в дом мужа, где могут проживать его родители, братья и сёстры. Все родственники участвуют в жизни молодой семьи, помогают в воспитании детей, находятся рядом с новоиспеченной семьей, помогают делом и советами.
Дочери, покинувшие свой родной дом, поддерживают близкие отношения с родителями и остальными родственниками и собираются все вместе большим семейным кругом.
Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются с древних времен, особенно это относится к гостеприимству. Случайно зашедший в дом человек считается гостем от Бога. В любой семье ему обязательно предложат еду и постель. Считается обычным делом, если одна семья просит другую принять гостя, и так объединяются дома.
Армяне часто накрывают стол и угощают близких различными блюдами, особенно в радостный день. Люди верят: чем чаще проводить такие застолья и собирать большую семью вместе, тем удачливее и благополучнее будет семья.
Тем, кого приглашают на празднование какого-либо события, нельзя отказываться, иначе это будет рассмотрено хозяином дома как оскорбление. Существует интересный обычай: именинник или хозяин дома кладет руку на голову друзьям и близким в день празднования. Это означает, что он предлагает им разделить с ним радость и счастье в этот день.
90% армян — прихожане Армянской Апостольской церкви. Традиции похорон пересекаются с православными обычаями. Многие обряды похорон основаны на древних, но претерпели несколько изменений.
Обычно поминают покойного 2 дня, главное блюдо — хашлама. Поминки организуют на 7-й день после похорон и 40-й. На годовщину смерти обычно устанавливают памятник и приходят поминать усопшего у его могилы.
Блюда, которыми армяне поминают умерших:
Армянские традиции и обычаи в семье изменились, но в общей степени остались прежними.
К армянской свадьбе готовятся в несколько этапов:
Начинают подготовку со сватовства. К родителям будущей жены приходит родственница молодого человека или его мать. Во время визита она пытается узнать у родителей невесты их отношение к будущей свадьбе.
Затем в дом невесты приходят родственники будущего мужа или сваты. Теперь обсуждение происходит только среди мужчин. Гости говорят, зачем они пришли и просят у отца невесты разрешения выдать свою дочь замуж.
Он может согласиться или нет, но это никогда не делается напрямую. Согласие на брак даётся во время второго визита: быстрый положительный ответ могут расценить, как желание быстрее выдать дочь.
Обручение проходит в два этапа. Сначала гости приходят в дом жениха, где родственники будущего мужа дарят угощения и украшения, произносятся свадебные тосты, пожелания счастья и крепкого брака.
Затем посещают дом будущей жены. Посажённый отец приводит невесту и её подруг. Они садятся за стол, и девушке приносят украшения. Объявляют об удачном обручении, и жених дарит обручальное кольцо. На обручение выбирают платье, дату свадьбы и другие мелочи, связанные со свадьбой.
В день свадьбы жених со всеми родственниками прибывает к дому невесты и забирает ее. Обычно торжество празднуют осенью или зимой, когда уже есть урожай и созрело вино. Родственники невесты получают от жениха блюдо с угощениями, фруктами, овощами и другими подарками.
В качестве подарков — золотые украшения и деньги. Армянские свадьбы весёлые, все танцуют и радуются за молодых. Только мать невесты не танцует; она грустит из-за того, что ее дочь покинула родной дом.
Первый танец молодых — нечастое явление на армянской свадьбе. Чаще невеста танцует с другими парнями; это проверка на верность жениху. Она не должна обращать на них внимание и тогда получит подарки. После заключения брака свекровь встречает молодых, кладёт на плечи лаваш и угощает медом, чтобы брак был сладким и крепким.
Рождение ребёнка является естественным продолжением брака в армянской семье, так как в отличие от европейских, дом без наследников считается неполным.
Женщин, которые оказывались бесплодными, считали проклятыми, их иногда называли «бесплодное дерево». Таких жен выгоняли в родительский дом или их доводили до того, что они уходили сами. В глухих селах брак считался заключённым в день выдачи свидетельства о рождении ребёнка.
Беременные женщины считались нечистыми. Им запрещалось печь хлеб и месить тесто. Женщине, находящейся в положении, нельзя было сидеть рядом с бесплодной. Считали, что можно заразиться этим проклятьем. Желания беременных старались удовлетворять, особенно в еде, чтобы ребёнок родился здоровым.
Во время родов мужчины уходили из дома, оставались повитуха и родственницы. Роды девушки проходили стоя на коленях, в доме. От духов и нечистой силы под подушки и в углы дома раскладывали различные предметы: шампуры, железные куски, с кастрюль снимали крышки.
После родов пуповину мальчика зарывали в землю на видном месте, чтобы стал хорошим скотоводов и хозяином, а пуповину девочки — в углу дома, чтобы была хозяйственной девушкой. Рождение мальчика, как продолжателя рода, приносило особую радость. Напротив дома играла музыка, а само здание украшали зеленью — символом жизни.
Соль у армян — оберег, поэтому повитуха посыпала ею новорождённого. Люди, пришедшие в дом, где родился ребёнок, прежде чем подойти к матери и новорождённому, клали руку на чашу с солью.
Иногда случалось так, что новорождённый вскоре умирал. Тогда после следующих родов в земляную яму клали куклу, гвозди или мертвую курицу. Таким образом, пытались откупиться и попросить злых духов, чтобы не забирали ребёнка. На малыша надевали сорочку, сшитую из разных кусков ткани.
Нельзя было никому показывать малыша в течение 40 дней, но сейчас это правило строго не соблюдается из-за того, что нужно посещать детского врача. В Абхазии с 40 дней сократили до 20.
Дети в армянских семьях рано становились взрослыми. Как только малыш начинал хорошо ходить, ему поручали работу по дому, например, принести что-нибудь нетяжёлое родителю. Дети часто предоставлены сами себе, они самостоятельно придумывают игры.
В деревнях мальчики в возрасте 6-7 лет могли пасти скот, а девочки умели вязать, шить и существенно помогать маме по дому. В 6 лет воспитание сына полностью перекладывалось на отца, а девочка оставалась с мамой в роли помощницы. Она следила за младшими братьями и сестрами, кормила и гуляла с ними.
Ещё несколько лет назад такой порядок строго соблюдался, но сейчас всё чаще можно встретить семьи, где есть маменькины сынки и папины дочки. Армения стала современной страной, и многие обычаи остались в истории.
Тем не менее, что касается наказания, оно полностью лежит на матери детей. Отцы не ругаются и не кричат на детей. Более того, они часто просят жен ругать детей в его отсутствие. Наказывать сына или дочь в присутствии бабушки или дедушки считается большим оскорблением старшего поколения.
Если ребенок провинился и не сдержал обещанное слово, то отец будет ругать мать детей. Она будет виновата, если дочь придёт поздно домой, а сын не выучит уроки или неправильно поступит. Такой подход к воспитанию даёт свои результаты: дети подумают, прежде чем выказать непослушание, в таком случае будет наказан самый родной человек – мама.
Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются и во время праздников и счастливых событий. Календарь насчитывает несколько народных и религиозных праздников. Некоторые из них отмечают с большим размахом, другие — скромнее. Они направленны на сближение с членами огромной семьи и несут радость и доброту.
Название праздника | Когда отмечают | Как отмечают |
Рождество | 6 января | Из церкви приносят свечи, и каждый член семьи зажигает по одной. |
Терендез (День влюбленных) | 13 февраля | Влюбленные дарят друг другу подарки и открытки в форме сердец. |
Барекендан (Масленица) | Март-апрель (длится 2 недели) | Сооружают большую куклу в маске, которая высмеивает обжорство, лицемерие и скупердяйство. |
Великий пост | Сразу после масленицы | Люди посещают церковь, молятся и просят прощения друг у друга. |
Цахказард (Вербное воскресенье) | Через 6 недель после поста | Украшают веточками вербы дома в знак наступления весны. |
Затик (Пасха) | Воскресенье после весеннего равноденствия | В церкви освещают куличи и крашеные яйца. |
Благославление винограда | 15 августа | В церковь для благословления урожая приносят первые грозди винограда. |
Аманор (Новый Год) | 31 декабря | Праздник означает наступление всего нового: надевают новую одежду, заново разводят огонь, ставят свежую воду. |
Народ Армении начал заниматься изготовлением домашнего вина ещё в VI в. до н.э. По данным археологов, Ной посадил первую виноградную лозу после окончания потопа на горе Арарат, и различные находки только подтверждает эту теорию. Но страна прославилась не винами, как считают многие, а домашними коньяками, которые являются одними из лучших в мире.
В древние времена домашнее вино изготавливалось при помощи подручных материалов. В XIX в. один из русских купцов, благодаря своей хитрости, смекалке и опыту развил изготовление спиртных напитков в Армении на промышленном уровне.
Но самую большую популярность домашние армянские напитки получили во время существования СССР. После войны вина продавались во всех странах Советского Союза. Домашние вина украшали праздничные столы каждой семьи. На армянских праздниках – это один из главных напитков на столе, без которого не обходится ни одно важное событие.
С бокалом домашнего вина или коньяка произносят тосты только мужчины и обязательно стоя. При изготовлении домашнего вина или коньяка, армяне пытаются возродить старинные традиции, но, к сожалению, вина не являются распространенными за пределами страны. Традиционными для армян являются красные и белые сорта вина, а также коньяк с выдержкой не менее 5 лет.
Традиции и обычаи сопровождают армянские семьи в течение всей жизни. Многие из них утрачивают свое значение, но глубокоуважаемое старшее поколение продолжает передавать устои своим детям и внукам.
Оформление статьи: Мила Фридан
Быт и традиции армян:
Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.
В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7‑й день, на 40‑й день и в годовщину смерти.
Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так.
Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.
В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.
Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.
Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались.
Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.
При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») — желая им того же счастья, что и у него.
Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д.
Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.
Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот.
Любому армянину известно, что Ной, ступив на эту священную землю, посадил там первую виноградную лозу. Так в Армении было основано традиционное виноделие. На самом деле, согласно раскопкам вино здесь стали изготовлять ещё в XI–X веках до н.э. Вино, изготовленное в Наири (одного их племени, проживающего на территории Армянского нагорья), упоминалось даже Страбоном и Геродотом. Еще в древние времена, армяне могли делать хорошее вино, а их методы выращивания винограда и ухода за ним, разработанные ещё со времён существования государства Урарту, не менялись веками.
У дома или в саду хозяйств, занимающихся виноделием, устраивали винный пресс «хандзан». Внутри пресса находился длинный чан, сложенный из камня или кирпича и покрытый толстым слоем известкового раствора, дно чана делалось слегка наклонным, а его отверстие выходило в каменный кувшин, врытый в землю. Мужчины, сняв обувь и тщательно вымыв ноги, давили в этом чане виноград. Получившееся виноградное сусло подавалось из первого кувшина во второй, затем большими черпаками с длинной ручкой разливалось по «карасам» (глиняным кувшинам), которые хранились закопанными в землю, как было принято в Урарту. Само вино использовалось и для приготовления винного уксуса, а его жмых шёл на изготовление водки в специальных винокуренных аппаратах.
Особенность армянских сортов винограда заключается в их высоком содержании сахара, за счёт которого «вырабатывается» больше спирта. Это довольно простое объяснение. Самыми распространенными сортами винограда, используемыми в качестве основы при изготовлении хороших сладких, полусладких и сухих вин являются: ахтанак, арени, каберне, саперави, султана, мускат, ркацетели.
У большинства из нас Армения ассоциируется с коньяком. Процесс изготовления коньяка, на самом деле, сложнее, чем вина. Промышленное производство коньяка Армения наладила только в XIX веке. Армянский коньяк производится из высококачественных отборных виноградных сортов, выращиваемых в Араратской долине. Такие сорта как мехали, кахет, гаран-дмак, воскеат, чилар насыщают напиток необычайно бархатистым и терпким ароматом, вкусом родной земли. В процессе первого сбраживания винограда получается вино, которое затем подвергают трёх- четырёх разовой дистилляции, в результате которой и получается 60–70-градусный спирт. Полученный спирт разливается по дубовым бочкам.
Немаловажную роль в коньячном производстве играют и бочки. Для их изготовления из Франции, России и стран Восточной Европы поставляется древесина, специально отобранных пород дуба. Спирт в таких бочках выдерживается от 3 до 20 лет. И только после этого, высококвалифицированные профессионалы подбирают состав коньяка из смеси 3‑, 5- или 6- коньячных спиртов с родниковой водой из армянских горных источников. Чистая и прозрачная вода является важным усилителем вкуса напитка, без которого ни один букет не будет полным.
Перед окончательным розливом, в зависимости от качества, коньяк в старых деревянных бочках выдерживается не менее 12 месяцев, а марочные на менее 3 лет. Армянский коньяк настолько хорош и известен своим неповторимым бархатисто-шоколадным вкусом, что даже сам старина Черчиль ежегодно приобретал не менее 400 бутылок этого напитка.
Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очиститься от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна…
Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.
Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.
День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина — Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье — «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.
Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.
Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.
В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.
Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.
Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.
Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, — своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.
|
В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.
В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.
Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.
Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.
При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») - желая им того же счастья, что и у него.
Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот. С древнейших времен армяне умели делать хорошее вино, а техника разведения виноградников и ухода за ними, выработанная еще в эпоху государства Урарту, почти не менялась на протяжении столетий.
В хозяйствах, занимавшихся виноделием около дома или в саду, строили виноградную давильню «хандзан». Внутри нее из камня или кирпича выкладывали длинный, обмазанный крепким известковым раствором резервуар с немного наклонным дном и отверстием, выходящим в каменный чан в земле. Мужчины, разувшись и тщательно вымыв ноги, давили виноград в этом резервуаре. Сусло переливалось из первого чана во второй, а затем большими длинными ковшами его разливали в «карасы» (глиняные сосуды), которые хранили, как это было принято в Урарту, вкопанными в землю. Из вина получали и виноградный уксус, а жмых шел на приготовление водки в специальных винокуренных приборах.
Виноград Армении особый - с большим содержанием сахара, а посему и «вырабатывает» больше спирта. Все нехитрое объяснение. Здесь популярны такие сорта как ахтанак, арени, каберне, саперави, кишмиш, мускат, ркацители, на основе которых создаются прекрасные сладкие, полусладкие и сухие вина.
Но все же у большинства из нас Армения больше ассоциируется с коньяком. Хотя, коньяк, конечно же, изготавливать значительно сложнее. Только начиная с XIX века, в Армении наладили промышленное производство коньяка. Армянский коньяк производят из высококачественных, отборных сортов винограда, произрастающих в Араратской долине. Мехали, кахет, гаран-дмак, воскеат, чилар - эти сорта винограда и придают напитку тот необычайный бархатный терпкий вкус, вкус родной земли. В процессе первой ферментации из них изготавливается вино. Потом это вино подвергается трем-четырем дистилляциям, в результате которых получается 60-70-градусный спирт. Спирт заливается в дубовые бочки.
Бочки играют далеко не последнюю роль в изготовлении коньяка. Специально подобранные породы дуба поставляются для их изготовления из Франции, России или стран Восточной Европы. В этих дубовых бочках спирт выдерживают от 3-х до 20-ти лет. Только потом опытные профессионалы составляют сам коньяк на основе 3-х, 5-ти или 6-ти коньячных спиртов и родниковой воды из армянских горных источников. Чистая и прозрачная, она является незаменимой добавкой, без нее букет ароматов будет неполным.
А потом, в зависимости от качества коньяка, коньяк выдерживается не менее 12 месяцев, а коллекционный - не менее 3 лет, в старых деревянных бочках перед окончательным разливом в бутылки. Коньяк Армении настоль хорош, отличается таким неповторимым бархатисто-шоколадным вкусом, что даже старина Уинстон Черчилль запасал в год до 400 бутылок.
Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна...
Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.
Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.
День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина - Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.
Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.
В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.
Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.
Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, - своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.
У ВАС ЕСТЬ ТРАДИЦИИ?
Расскажите, пожалуйста.
Армянский народ, во все времена остро чувствующий свое культурное единство и национальное самосознание, привык выстраивать свою жизнь в соответствии с особым почитанием к обычаям предков. И сегодня Армения представляет собой редкий образец истинного духовного богатства – общества, которому удалось сохранить многовековые традиции, культуру, религию своих предков, которые они соблюдают и в горе, и в радости. И в наши дни незыблемо сохраняются такие традиции, как многочисленные и многодетные семьи, почитание старших, прочность брака, гостеприимство, широта и крепость родственных связей, обычай соседской и родственной взаимопомощи. Национальные черты характера армян - энергичность, целеустремленность, трудолюбие, предприимчивость, жизнестойкость, пристрастие к учению и ремеслам, преданность своему языку, дому и семье; индивидуализм, нежелание кому-либо подчиняться. Они самолюбивы и вспыльчивы, но отходчивы; миролюбивы, гостеприимны и добродушны.
Важную роль играют отношения в семье между женой и мужем, осознание их предназначения в семье и обществе, особенное отношение к младшему поколению. Женщине в армянской семье предъявляются повышенные требования: она должна быть красавицей, умницей, хорошей хозяйкой. В армянской семье женщине принадлежит роль хранительницы очага, надежной опоры добытчику-мужу, где жена и муж равны друг другу, хотя официально в семьях царят патриархальные устои. Армянские женщины больше ориентированы на семью, считая ее важнее карьеры и всего прочего.
Мужчина в Армении - настоящий хозяин в доме, заботливый, справедливый и работящий. Он содержит всю семью, при необходимости помогает родственникам и друзьям. Отец семейства много внимания посвящает воспитанию детей, благополучие и мир в семье являются для него главнейшими жизненными ценностями
Гостеприимство
Традиции гостеприимства в Армении почитаются наравне с уважением к старшим. В былые времена случайного путника в народе называли «гость от бога» и в любом доме ему были обеспечены пища и кров. Незваный гость мог даже стать «общим», объединив два соседских дома: в порядке вещей считалось попросить у соседей постель или еще что-либо для гостя. Этот факт также указывает на близость отношений между людьми, проистекающую вследствие почтительного отношения к обетам предков.
Любое радостное событие становится поводом, чтобы накрыть стол и угостить близких, да и случайно зашедших людей. Армяне искренне верят, что чем чаще это делать, тем больше благополучия вернется тебе. Нужно сказать, что от приглашения на подобное застолье не принято отказываться – этот жест будет означать, что вы не желаете счастья. Виновник торжества при любом радостном событии кладет руку на голову близким и друзьям со словами «передаю тебе» - предлагая им разделить его счастье
Свадьба в Армении
С давних пор свадьба у армян является важнейшим праздником и многие свадебные традиции соблюдаются по сей день в практически неизменном виде. Свадебному торжеству обычно предшествуют сговор и обручение. Сговор – то же сватовство – нередко происходил вечером, после захода солнца, особенно, если у сватов были большие шансы уйти ни с чем. Расчет здесь был простой: в темноте не видно позора отвергнутого кавалера. Во время первого сговора сваты обычно получают отказ, поскольку, если родители невесты сразу соглашаются отдать дочь, считается, что у нее имеется какой-то изъян. Затем может произойти второй и третий сговор, во время которых будущие родственники знакомятся и оговаривают детали предстоящих мероприятий. Третий визит фактически приравнивался к помолвке.
Само торжество – это непременно пышное и помпезное гуляние, что называется, «пир на весь мир», где количество гостей может исчисляться сотнями. На свадьбу родители и семьи молодоженов считают делом чести обеспечить все самое лучшее – организацию мероприятия, угощения, напитки, подарки, наряды, все детали тщательно продумываются. Участие принимают все – родственники, соседи, друзья и знакомые – все, кто так или иначе может помочь. В качестве свидетелей на свадьбе назначают «крестных» из близкого окружения невесты и жениха, как правило, это уважаемая семейная пара, которая могла стать примером для молодоженов. Крестные свадьбы должны преподнести самый дорогой подарок. Кроме традиционных подарков – денег, хозяйственной и домашней утвари – невесту принято одаривать драгоценностями, обычно это делают родственники со стороны жениха
Рождение ребенка
В армянских семьях традиционно много детей, особенно в сельской местности. Рождение ребенка – большая радость. На вопрос, кто родился, зачастую предусмотрено два варианта ответа: либо «ребенок», либо «сын». В старину дом украшали зелеными ветвями, символизирующими продолжение рода, а если младенец появлялся на свет в день церковного праздника, перед домом играла музыка. Крестили новорожденного на восьмой день. В течение сорока дней не принято показывать младенца никому, кроме близких родственников
Традиции виноделия и изготовления коньяка
Каждому жителю Армению знакома легенда о библейском Ное, высадившемся на горе Арарат и посадившем в Араратской долине первую виноградную лозу. Считается, что именно с тех пор положено начало виноделию в Армении. И действительно, археологические раскопки и свидетельства историков того времени подтверждают, что вина здесь производили еще в 10 веке до нашей эры, во времена государства Наири, о котором знал Геродот. Позднее, в эпоху царства Урарту, окончательно сформировалась техника разведения виноградников, сохранявшаяся неизменной на протяжении столетий.
Вино получали путем отжима в давильне – большом чане, на дне которого имелось отверстие, соединенным со второй емкостью. Давили виноград, как правило, мужчины; затем полученное сусло разливалось в глиняные сосуды. Хранили такие сосуды закопанными в землю. Из виноградного жмыха изготавливали водку, из вина также делали уксус. В регионах Армении произрастают особые сорта винограда, для которых характерно высокое содержание сахара: каберне, ркацители, арени, мускат, ахтанак, кишмиш, саперави. Это превосходное сырье для вин и коньяка.
Кстати, несмотря на то, что в Армении больше развиты традиции виноделия (промышленное производство коньяка наладили только в 19в.), у большинства из нас эта страна ассоциируется именно с коньяком. Армянский коньяк действительно обладает неповторимым вкусом, поскольку производится из отборных сортов винограда: чилар, кахет, воскеат, мехали, гаран-дмак – это и придает ему особый, терпкий, бархатный вкус. Технология изготовления коньяка значительно сложнее. Сначала вино подвергается нескольким дистилляциям, получая спирт 60-70% крепости. Спирт разливается в дубовые бочки, причем для этой цели используется особая древесина, так как качество бочек напрямую влияет на вкус будущего напитка. Спирт выдерживает в течение трех-двадцати лет, после чего опытные профессионалы на основе нескольких(3-5) коньячных спиртов и воды составляют коньяк. Качество воды – тоже важная составляющая, и, несомненно, мягкая вода высокогорных источников играет не последнюю роль в букете готового напитка. Но и это еще не все, процесс изготовления коньяка еще не окончен: готовый напиток вновь разливается в бочки для финальной выдержки, составляющей от одного года до трех лет. И только затем коньяк разливается в бутылки и поступает в продажу
Традиции народных праздников
В конце зимы отмечается праздник «Трндез», похожий на нашу Масленницу. Этот праздник также посвящен приходу весны, возрождению, и сохранился с языческих времен, когда наши предки поклонялись стихиям. Большой костер разводят прямо во дворе церкви и пары прыгают через него, чтобы отогнать злых духов и очисться от всего плохого. Следующий весенний праздник - «Цахказард» (Вербное Воскресенье). В этот день люди идут в храм освящать веточки вербы, детям надевают на головы ивовые веночки.
В начале августа, в самый разгар летнего зноя, когда земля страдает от засухи, наступает задорный праздник «Вардавар», когда все поливают водой друг друга. В этом празднике также проглядываются корни древних языческих обрядов.
Накануне Дня всех влюбленных, 13 февраля, в Армении празднуют День Святого Саркиса. девушки по случаю праздника пекут специальное соленое печенье, которое используется для гадания. Печенье съедается перед сном и девушка, загадав желание увидеть суженого, ложится спать – он должен явиться во сне и попросить напиться
Традиционное жилище
Традиционные армянские дома обладают рядом особенностей. Это квадратная постройка, стены которой выполнены из камня, без окон, с земляной крышей. Дымоход или окно в крыше служили и для вентиляции, и в качестве единственного источника света. Внутри помещения на подиуме размещался открытый очаг с глиняной печью, врытой внутри него. Также использовался и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство традиционного армянского жилища было простым практичным и рациональным: на стенах полки с посудой, на полу ковры, стеганые одеяла, сундуки с одеждой и прочей утварью. Пищу принимали на полу, сидя на подстилках за низкими столиками, или расстелив скатерть прямо на полу. Шкафы заменяли ниши в стенах с дверцами – своеобразный прообраз современной встроенной мебели. Вместо кроватей использовали тахты, стоящие вдоль стен
Традиционная одежда
Национальные армянские костюмы красочны и разнообразны. Мужской костюм состоял из нательного белья - темных широких шаровар и цветной рубахи с боковой застежкой и низким воротником, чаще всего сшитыми из хлопка или шерсти. Верхняя одежда изготавливалась из плотных тканей черного, коричневого, темно-синего цвета.
Поверх рубашки надевали верхнюю одежду, называемую «архалук» - кафтан длиной до середины бедра, присборенный на талии и застегивающийся встык от воротника до талии. Также был повсеместно распространен другой тип верхней одежды – чуха – кафтан длиной до колен или чуть ниже, которую надевали поверх архалука. Подпоясывались широким кожаным или тканым поясом, который использовался в качестве карманов: за пояс затыкали кинжал, нож или трубку.
Женский национальный костюм имел много сходства с мужским, но отличался более яркими тканями и богатой отделкой. В качестве нательного белья также использовали штаны и более длинную рубашку; поверх надевали женский архалук –длинное платье с вырезом на груди и продольными вырезами на бедрах. Вырез на груди и боковые разрезы на всех костюмах украшали богатой вышивкой, края рукавов и полы одежды расшивали шнурами разного цвета и толщины. Пуговицы делали из нарядной тесьмы, сложенной петлями, или из серебра, шаровидной формы. Западные армянки, кроме того, носили расшитые тесьмой передники. Завершали образ украшения, которые армянки любили надевать в огромном количестве: ожерелье, несколько рядов цепочек с подвесками, серьги, браслеты на руках и ногах, кольца
Праздник Вардавара | © VahanN / Shutterstock
Армянская культура и ее обычаи уходят своими корнями в глубокую историю. Армян часто характеризуют как гостеприимных, дружелюбных и добрых людей, уважающих старших, бережно относящихся к детям и имеющих сильные семейные ценности. Вот некоторые из таможен, о которых путешественники должны немного узнать перед посещением страны.
Всегда полезно знать обычаи приветствий и прощаний в новом месте.В Армении посетители могут заметить, что местные жители целуются в щеку при встрече, что является наиболее распространенным приветствием среди друзей и семьи. Кроме того, женщины нередко держатся за руки. Это не обязательно означает, что они находятся в отношениях; это просто обычный способ проявить привязанность близких друзей.
В Армении принято целовать в щеку при встрече с другом | © CMDR Shane / Unsplash
Технически армянское слово «спасибо» - шноракалуцюн .Вместо этого длинного слова многие говорящие по-армянски будут использовать французское merci вместе с термином нежности jan . Последнее невозможно перевести, но оно выражает нежное отношение.
Армяне открыты для общения и стараются легко общаться. Иногда это может означать, что они не оставляют много личного пространства. Местные жители любят разговаривать лицом к лицу и смотреть кому-то прямо в глаза при физическом контакте. Также принято задавать личные и подробные вопросы.Это совершенно нормальное явление в деревне и не считается грубым.
Как и любая другая страна на Кавказе, армяне гостеприимны и любят принимать гостей в своих домах - особенно иностранцев, которых, скорее всего, встретят тепло и на столе будет столько еды, сколько он может вместить. Более того, вас «заставят» пробовать все блюда. Не попробовать все будет считаться оскорблением для хозяина, поэтому немного голодайте перед тем, как пойти на армянский ужин, чтобы не смущаться.
Армянская семья встретит вас столом с блюдами местной кухни | © tomasz przechlewski / Flickr
Известно, что армянские родители проявляют заботу, и взрослые дети очень часто живут дома, пока не женятся, а возможно, даже всю оставшуюся жизнь. Родители обычно платят за образование, брак и все другие жизненные события своих детей, что может быть совершенно чуждо многим людям из западной части мира. Более того, если кто-то путешествует со своими детьми в Армении, это нормально, если местный житель зайдет, сделает ребенку комплимент и задаст вопросы.Это редко вызывает беспокойство, но это еще один обычай, о котором путешественникам следует знать.
Несмотря на то, что это своего рода суеверие, многие семьи все еще следуют этому обычаю и не разрешают никому встречаться со своими новорожденными в течение 40 дней. Единственное исключение - очень близкие родственники. Этот обычай основан на мерах безопасности и медицинских предосторожностях, так как новорожденные довольно уязвимы и могут легко заражаться бактериями.
Никто, кроме членов семьи, не видит новорожденного в течение 40 дней после рождения | © Picsea
Армянские праздники состоят из христианской и языческой культуры, которые имеют глубокие корни в армянских обычаях и традициях.Поскольку люди не могли забыть все свои любимые языческие праздники, Армянская Апостольская церковь переняла некоторые традиции и праздники. Например, во время праздника Трндез молодожены прыгают через открытый огонь, чтобы защититься от напастей и зла.
Это может быть еще один странный обычай для многих иностранцев, но это забавное занятие. В День святого Саркиса, армянскую версию Дня святого Валентина, пожилые женщины в семье по особому рецепту выпекают очень соленое печенье.Едят его незамужние девушки в семье, и считается, что впоследствии они будут мечтать о своих будущих мужьях. Это может быть совершенно незнакомец или кто-то из их знакомых, но если он принесет им во сне чашку воды, они узнают, что это он.
Незамужние и незамужние девушки едят соленое печенье, чтобы помечтать своим будущим мужьям | © Тейлор Кисер / Unsplash
В Армении ограниченные водоемы, поэтому местные жители знают цену этому природному ресурсу. Многие традиции страны, связанные с водой, символизируют признательность, жизнь и удачу.Одним из самых веселых праздников является Вардавар, имеющий языческие корни и прославляющий богиню чистоты и воды. В этот день всех обрызгивают водой на улицах каждого города Армении. Это способ выйти из привычной рутины и очистить тело - и провести время в своей жизни.
.Армения - теплая и богатая страна, и армянские традиции не исключение. От приветствия гостей до празднования жизни - традиции Армении делают эту страну прекрасным местом для посещения. Перед поездкой стоит ознакомиться с традициями Армении, чтобы лучше знать, чего ожидать, и дать вам контекст для всего, что вы увидите. Вы можете не присутствовать на родах или свадьбе, но обязательно увидите традиционную армянскую одежду и дома, а настоящей изюминкой любой поездки является армянское гостеприимство.
армянских свадеб - это большое торжество, и хотя они не длятся дни, как раньше, они все же довольно большие. Приглашаются гости, покупаются подарки, готовится еда, чтобы все собрались вместе и отпраздновали здоровье и успехи новой пары. Некоторые подарки имеют символическое значение, они гарантируют, что у пары будут здоровые дети и долгая жизнь. Подробнее ...
Многодетность - это норма для армянских семей, поэтому армянские традиции, связанные с деторождением, очень популярны.Рождение ребенка было окружено множеством праздников, как дома, так и в церкви, но первые 40 дней он был изолирован от мира. Подробнее ...
Любой гость Армении может многое рассказать об армянском гостеприимстве. Распитие и еда - наиболее распространенные способы приветствовать гостей, поэтому ожидайте, что стол будет накрыт полностью. Подробнее ...
Похороны в Армении - время вспомнить ушедших и собраться с близкими.Собрания могут длиться всего один день или растягиваться на 40 дней после смерти любимого человека. Подробнее ...
Праздники Армении - это смесь старых традиций, восходящих к языческим временам, христианских религиозных праздников и современных дополнений. Некоторые праздники являются международными, например Новый год и Международный женский день, и их можно отмечать в Армении и во всем мире. Некоторые праздники демонстрируют местные традиции Армении, такие как Вардавар и Терендез.И хотя они намного новее, такие праздники, как День Победы и День Республики, многое говорят о недавней истории Армении. Отдых в Армении - отличный способ лично познакомиться с местной культурой и вывести свое путешествие в Армению на новый уровень. Подробнее ...
Армянские дома - важная часть традиционной культуры. В них собраны все элементы армянских традиций. Посетители могут увидеть семейные традиции, культуру питания, ремесла и многое другое, посетив традиционные армянские дома.Подробнее ...
Традиционная армянская одежда очень разнообразна и красочна. Хотя сегодня вы можете не увидеть на улицах много традиционной одежды, фестивали и праздники - отличный способ узнать больше об одежде в Армении. Обратите внимание на разные виды шляп, шарфов и курток, а также на множество ярких цветов и уникальных узоров. Подробнее ...
.Армяне - один из древнейших народов мира. И празднование Нового года у армян тоже имеет слишком много традиций.
По мнению некоторых армянских этнографов, Новый год в армянской традиции является символом обновления и переосмысления прошлого. У древних армян был очень интересный и продуманный цикл новогодних обычаев и верований, некоторые из которых до сих пор сохранились в армянских деревнях.
Новый год считался и рассматривается как возможность начать все сначала, переосмыслить допущенные ошибки и попытаться избежать их в будущем, оставив все плохое в прошлом году.
Издавна в канун Нового года армянские семьи зажигали костер, вокруг которого собирались члены семьи. Смысл этой традиции заключался в том, чтобы «отдать» все плохие воспоминания, ошибки огню и получить тепло и свет от огня, чтобы следующий год был ярче и теплее.
Вдобавок у армян вроде бы был культ воды: в канун Нового года армянские девушки поспешили к реке, озеру или тому водному объекту, что рядом с ними, и бросили кусок традиционного армянского новогоднего хлеба «Тарехат» или горсть зерна, как будто для освящения воды.
Издавна в первый день года глава семейства дарил подарки всем членам семьи. Члены семьи также обменялись подарками. Дети развешивали чулки в ожидании, что ночью они наполнятся вкусностями и разными сладостями.Позже праздничную елку стали украшать подарками.
Девочки гадали: они кладут яйцо в тарелку с золой и красками, и если на следующее утро они обнаруживают цвета больше, чем пепел на скорлупе, значит, это будет их год. Был обычай наряжать домашнее животное (в основном крупный рогатый скот) и утром выносить во двор. Если он пересек сарай правой ногой, поздравляю, это будет фантастический год!
Глава семейства поднял первый бокал, освятил стол, поздравил семью с Новым годом и предложил всем отведать мед, чтобы в наступающем году было много сладких дней.
Можно было говорить только сладкие слова. В течение Нового года на столах всегда был испеченный хлеб - «гата», «тари шапки». Хлеб украшали фигурками животных, а позднее - фигурками храмов. Хлеб олицетворял просьбу к языческим богам послать плодородный год.
Армянский новогодний стол невозможно представить без пшеничного хлеба. Армянские женщины кладут в хлеб монетку или что-то подобное. Затем хлеб разделили на несколько частей, и члены семьи поспешили взять от него кусок в надежде найти монету.Удачный год ждал того, кто найдет монету в своем куске хлеба / сладкого хлеба.
Интересно отметить, что в древней Армении была распространена традиция подвешивать вязаные носки к «ердик» (разновидность дымохода), в который клали дары. Подобная традиция существует у многих народов Запада.
Что касается армянских новогодних блюд, отметим, что одним из древнейших блюд, существовавших в дохристианскую эпоху, считается пасуц долма (нежирная капуста).
Традиционно армянскими новогодними блюдами были также «Ануш апур» (суп с сухофруктами) и «хапама» (тыква, фаршированная рисом, медом, орехами, сухофруктами).
Все блюда, которые подавались, обязательно имели что-то общее, подчеркивая национальные особенности армян. Центральное место обязательно занимала круглая пшеница, которую выращивали исключительно в Армении.
Сейчас очень многое изменилось в праздновании армянами Нового года. Но пока Новый год с армянами остается самым веселым, любимым и семейным праздником, который обычно отмечают дома, с огромными столами и слишком большим количеством гостей.
.Крошечные магазинчики посреди Швейцарских Альп разделяют идеализм этого общества в виде магазинов честности. Это небольшие магазинчики, в которых вы можете покупать свежий сыр, молоко, хлеб, мед и масло, при этом никто не будет наблюдать за тем, как вы балуетесь вкусными молочными продуктами этого района. Фактически, большую часть дня никто не смотрит на эти магазины, потому что они принадлежат фермерам, которые не заботятся о животных, поэтому все, что вам нужно сделать, это оставить свои деньги в маленькой корзинке.И что удивительно, такая форма потребительского доверия приводит к невероятной лояльности клиентов и честности среди сообществ.
Рейсы, скорее всего, будут отменены, автобусы не будут ходить по расписанию, а иногда и вообще, и вы, вероятно, будете приходить в школу в качестве учителя, и в течение двух недель не будет никаких занятий. Нет импорта . Транкило . Это не важно, не волнуйся, расслабься. Такое преобладающее отношение в Колумбии создает постоянную атмосферу спокойствия, потому что все будет хорошо, особенно с огромной добротой каждого колумбийца, который изо всех сил старается помочь вам, когда вы опоздали на автобус, у вас нет самолета, или вам нужно чем-то заняться, если у вас нет работы две недели.И я убежден, что этот образ жизни tranquilo - вот почему все колумбийцы сохраняют вид вечной молодости.
Фото: Анна Чинароглу / Shutterstock
Мысль о путешествии автостопом заставила меня нервничать, но с моим единственным билетом из Стамбула, находящимся в 900 км, и отсутствием рабочих форм валюты я выставил большой палец. Меня поразило турецкое гостеприимство, меня всегда приветствовали в домах тех, кто меня подвозил, будь то разделение гигантских обедов с кебабом или предоставление места для проживания; и я никогда не мог расстаться, не разделив вкуснейший турецкий кофе.Если мы оказывались в ресторане, хозяева всегда брали счет. Может быть, это была удача приезда во время Рамадана, но турецкое гостеприимство необходимо принять во всем мире.
Для человека, выросшего в США и проработавшего в сфере общественного питания в университете, чаевые у меня в крови. Я хочу дать всем чаевые, чтобы выразить свою благодарность за их службу и солидарность с ними в их работе. Но как только я попытался выразить свою благодарность в очаровательном кафе в Сеуле, хозяин быстро схватил мою чаевые с резким взглядом.В Южной Корее, как и во многих других странах, служащие в сфере общественного питания получают справедливую заработную плату и гордятся своей работой, и пытаться давать им чаевые оскорбительно. Может быть, миру стоит рассмотреть привычку и концепцию.
Tinto - крошечная чашка насыщенного темного кофе, подслащенного panela (более сладкий родственник сахара), и tinto time - всегда. Вы просто останавливаетесь у одной из сотен колесных тележек tinto или у стендов на улице на десять минут, чтобы насладиться сладким кофеином, подбодрить меня, узнать местные сплетни и пообщаться с друзьями. . Tinto Время означает, что вы, вероятно, опоздаете на встречу, но, поскольку все останавливаются на tinto , все остальные тоже.
Фото: artemisphoto / Shutterstock
После долгой поездки на поезде мы голодали и были привлечены к ресторану рамэн его манящим ароматом и обещанием тепла. Но как только мы вошли, нас поразил чавкающий звук. Для такой вежливой азиатской культуры это казалось неуместным и грубым.Ясно, что это был обычай, которого я еще не понимал, но как только мой хозяин объяснил его, я был рад принять его. Хлебание делает еду более приятной, еду - более комичной и говорит хозяину, что вам она нравится. Мир получил бы больше удовольствия от еды, если бы мы позволили себе вежливый китайский обычай есть (и детский восторг от шумной интерактивной еды).
Японское метро чистое и достаточно тихое, поэтому я слышал, как падает много булавок, за исключением тех случаев, когда на борту находятся туристы, и их можно услышать из двух вагонов поездов.Но, как и в любой другой системе метро, японское метро переполнено в часы пик. Но вместо того, чтобы довольствоваться неэффективностью, которой требует личное пространство, у Японии есть «толкачи». Это именно то, на что они похожи - сотрудники, единственная задача которых в час пик - загонять больше людей в вагоны. Вы думали, вам не хватило места? Неправильно. Есть место для тебя И десяти совершенно незнакомых людей.
Фото: FooTToo / Shutterstock
Мы могли бы продолжать и говорить об эффективности Германии - от автобусов и поездов, которые ходят идеально вовремя, до невероятной своевременности каждого гражданина, - но одна из лучших немецких организационных привычек, которую следует принять во всем мире, - это пешеходы, ожидающие уличные фонари.В Нью-Йорке, если вы не путешествуете по дороге, вы очевидный турист; во Вьетнаме движение НИКОГДА не останавливается для пешеходов; а в Мексике пешеходы так же редки, как и водители. Если бы весь мир принял организованную и предсказуемую улицу Германии, мир стал бы более безопасным местом.
Мы зациклены на вечном вопросе рождественских подарков; мы тратим кучу денег на новые технологии для своих близких или просто пользуемся надежной подарочной картой? Будут ли они читать «фитбит» слишком много? Исландия решила эту проблему с помощью традиции дарить книги в канун Рождества.После того, как все развернули книги, они вместе читают вечер. Исландия сохранила книжную культуру в этом прекрасном рождественском обычае, которому многие страны должны подражать!
Фото: Чубыкин Аркадий / Shutterstock
Принято приветствовать новых друзей рюмками водки, и этого ожидают даже от старшего поколения. Что может быть лучше, чем согревающие живот этой русской традиции? Я думаю, что дружеские отношения во всем мире налаживались бы быстрее, если бы мы все приняли эту идею, и это то, за что мы все сможем выпить, или, как говорят в России, « на здоровье! ».
.