Чуваши обычаи и традиции


Интересные факты о традициях чувашского народа: национальные праздники и религиозные обряды


Чуваши – это пятый по численности народ, проживающий на территории Российской Федерации. Их ближайшими предками являются булгары. В древних летописях Руси впервые упоминание о народности встречается в 1508 году. В нашей стране проживает почти полтора миллиона человек, принадлежащих к чувашскому этносу.

История появления

Первые упоминания народности датируются шестнадцатым веком. Существует множество разнообразных версий происхождения этноса. Вероятней всего, потомками чувашей были тюркские племена. Во втором веке до нашей эры они начали мигрировать по направлению к западу.

В поисках лучшей жизни люди добрались до территории, которая в наши дни именуется городом Чебоксары. Регион был заселен тюрками в седьмом веке и лишь спустя триста лет было организовано отдельное государство, известное в те времена под названием Волжская Булгария.

В десятом веке оно считалось одним из сильнейших поселений на территории Руси, причем точные границы республики до сих пор известны. В те времена численность нации, обитающей в Булгарии, насчитывала почти полтора миллиона человек и представляла собой смесь из разного этноса. Рядом с болгарами мирно сосуществовали мордва, армяне, славяне и т.д.

История чувашского народа могла развиваться иначе, но в 1236 году на территорию вторглись враждебно настроенные монголо-татары. Они практически до основания разрушили Булгарию. Часть люди, спасаясь от захватчиков, двинулись по направлению к северу, где образовали Казанское ханство. Оно вошло в состав Руси в 1552 году во времена похода Ивана Грозного.

С киргизского языка наименование этноса переводится как «скоромные». В соответствии с современными словарями «чуваши» – это «безобидные».

Внешность и народный костюм

Представители этноса мало чем отличаются жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар.

Характерной чертой нации считается прямой аккуратный нос, низкая переносица, лицо округлой формы, четко очерченные скулы и небольшой рот. Среди чувашей можно встретить и голубоглазых блондинов и темнооких брюнетов.

Национальные одеяния также похожи на наряды жителей средней полосы России. В основе женского костюма лежит ярко расшитая сорочка, дополненная халатом, передником и поясом. Барышни обязательно надевали головной убор (тухью) и многочисленные украшения, щедро обсыпанные блестящими и звенящими монетками.

Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. На ноги одевали онучи, сапоги или лапти. В холодное время года наряд дополняли кафтаном (шупар) и шубой на овчине (кёрёки). Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.

Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облика.

Религия

Культура народности воистину уникальна. До сих пор в традиционных обрядах прослеживаются элементы Передней Азии. Также на стиль народности большое влияние оказали ираноязычные соседи (скифы, аланы). От них чуваши переняли не только манеру одеваться, но и часть религиозных обрядов.

Что исповедуют чуваши? Современные представители этноса являются православными христианами, мусульмане встречаются в исключительных случаях несмотря на тесное соседство с татарами.

До присоединения к Руси народность проповедовала язычество. Верховным божеством считался Тура, покровитель неба. Чуваши в старинные времена поклонялись духами природы, проводили в их честь ряд ритуалов. В результате у этноса появилось огромное количество обрядов, связанных с культом древа жизни, сменой времен года, посевом и сбором урожая.

Многие из праздников сохранились и в наши дни, они гармонично объединились с христианскими обрядами. Ярким примером является чувашская свадьба, на которой молодожены и гости облачаются в национальные костюмы и проводят сложные ритуалы.

Вернуться к оглавлению 

Язык и письменность

Наречие народности относится к тюркской лингвистической группе. Историки считают, что это единственный сохранившейся язык из булгарской ветви. Внутри этноса он поделен на два диалекта, который отличается в зависимости от региона проживания. Также язык подразделяют на верховой («окающий») и низовой («укающий») говор. На основе последнего сформирован литературная лингвистика.

Историки уверяют, что в древние времена народ чуваши имел собственную руническую письменность. Современный алфавит появился лишь в 1873 году благодаря стараниям педагога И. Я. Яковлева. Помимо кириллицы он содержит ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.

Первым официальным языком республики считается русский, вторым – чувашский. Оба наречия входят в школьную программу и являются обязательными для изучения. Местное население бегло говорит на обоих языках.

Культура и быт чувашского народа

Основное занятие этноса – земледелие. Судя по исследованиям историков, представители нации добились хороших успехов в данном направлении и преуспели в нем намного лучше, чем татары или славяне. Это объясняется тем, что чуваши обитали в небольших деревеньках, расположенных на удалении от больших городов.

Работа с земельными участками была для людей единственным способом добыть пропитание. Поэтому от домашних дел никто не отлынивал, к тому же местные земли считались плодородными и радовали жителей богатым урожаем.

К сожалению, этого было недостаточно, чтобы полностью обеспечить чувашей и избежать голода. Народность специализировалась на выращивании таких культур, как рожь, овес, ячмень, гречиха и горох. Для работ использовали серпы, косули и т.д.

В старинные времена чуваши обитали в маленьких поселениях, которые обычно возводили неподалеку от речных долин и озер. Дома вытраивались в ряд или «кучкой».

Традиционное жилище этноса – пурт, его возводили посреди двора и считали центральной постройкой. Также можно было встретить строение под названием лась, оно исполняло роль летней кухни.

Традиции и обычаи чувашского народа

Этнос бережно хранит старинные обряды, которые зародились во времена их предков. Многие древние традиции народ соблюдает и в наши дни. Одним из национальных торжеств, которые праздновали несколько веков назад, является Улах. В Чебоксарах его отмечает и современная молодежь.

Организатором веселья является девушка, которой посчастливилось остаться без родителей. Когда старшее поколение покидало дом по своим делам, барышня приглашала в гости местную молодежь. Хозяйка вместе с остальным девушками усаживается в круг и занимается рукоделием. В это время юноши устраиваются неподалеку и наблюдают за происходящим.

Также молодежь пела под гармонь, танцевала и веселилась. Изначально цель мероприятия была поиск второй половинки. В современном мире – это просто возможность от души повеселиться без присмотра отцов и матерей.

Еще один традиционный обычай чувашей – Саварни. Это празднество, посвященное проводам зимы. Народные гулянья проходят с плясками, песнями и многочисленными играми. Люди наряжают чучело, символизирующее матушку-зиму. Также в этот день принято кататься на запряженных в сани лошадей. В основном подобным развлечением увлекаются детишки.

Чувашская Пасха или праздник Манкун – это одно из самых светлых и чистых празднеств. Накануне торжества хозяйки прибирались в доме, мужчины наводили порядок во дворе. К празднику ведется тщательная подготовка, наполняются пивом бочонки, пекутся различные пироги. Также женщины красят яйца и занимаются готовкой национальных яств.

Манкун растягивается на семь дней, на протяжении которых народ веселится, танцует, поет и проводит разные конкурсы. Перед праздником на улицах устанавливают качели, на которых могли покататься не только дети, но и взрослые.

Существует у чувашской народности ряд торжеств, связанных с земледелием: Акатуй, Симек, Пукрав, Питрав. Их отмечают в честь начала и окончания посевных работ, сбора урожая или прихода зимы.

Еще один национальный праздник жителей Чебоксар – Сурхури. В этот день у молодых девушек принято гадать. В кромешной темноте они отлавливали овечек и повязывали им на шею ленточку. Ранним утром барышни отправлялись в загон, чтобы посмотреть цвет шерсти животного.

Если она белоснежная, то у второй половинки будут светлые локоны. Тёмный окрас свидетельствовал о том, что барышне попадется темноволосый кавалер. Если овечка оказывалась пестрой, то считалось, что пара будет не слишком красивой.

В зависимости от района торжество отмечают в разные даты, например, перед Рождеством или Новым годом. А некоторые проводят Сурхури в ночь перед Крещеньем.

Вернуться к оглавлению 

Расселение чувашей в России

Основная часть народности обитает в Чувашской Республике (примерно 67,7%). Регион располагается на востоке, занимает большинство территории правого побережья Волги, между притоками Сури и Свиягой. На западе населенный пункт граничит с Нижегородской областью, на севере с республикой Марий Эл, на востоке с Татарстаном, на юге с Ульяновской областью. Чувашия является частью Приволжского федерального округа.

За пределами республики большое количество этноса проживает в Татарстане (более ста десяти тысяч человек), Башкортостане (примерно 107,5 тыс.). Значительная часть чувашей обитает в Ульяновской (девяноста пять тысяч), Самарской (84,1 тыс.) областях и в Сибири. Незначительная часть этноса нашла пристанище за пределами России.

Заключение

Народ чуваши – это довольно многочисленный этнос. По истории их происхождения споры между историками не утихают по сей день. Одни верят, что народность является потомками болгар, другие считают, что прародителями нации было объединение савиров. Чуваши дорожат своими традициями и придерживаются их в наши дни. В переводе название этноса означает «спокойный», что на 100% отражает миролюбивый нрав народности.

Из видеоролика вы узнаете о традициях и обычаях жителей Чувашской Республики.

Вернуться к оглавлению 

Чувашские традиции и обычаи

Чувашский народ: культура, традиции и обычаи

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Культура и быт чувашского народа

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор — тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан — шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман — поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы — кёрёки.

Традиции и обычаи чувашского народа

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.

Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун — это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.

(Картина Ю.А. Зайцева «Акатуй» 1934–35 гг.)

К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.

Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали — ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни — где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

Отличная статья 0

Чувашский народ: культура, традиции и обычаи

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Содержание:

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.

Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун - это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.


(Картина Ю.А. Зайцева "Акатуй" 1934–35 гг.)

К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.  

Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали - ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни - где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей.

Родители в чувашской семье. Старинная чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей.

В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважением, Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине. В некоторых песнях рассказывается о чувствах взрослого человека, переживающего потерю своих родителей.

Посреди поля — раскидистый дуб:

Отец, наверное. Пошел я к нему.

«Иди ко мне, сынок», — не сказал он;

Душа моя опечалилась — заплакал я…

Посреди поля — красивая липа,

Мама, наверное. Пошел я к ней.

«Иди ко мне, сынок», — не сказала она;

Душа моя опечалилась — заплакал я…

С особой любовью и почетом относились к матери. Слово «амăш» переводится как «мать», но для своей родной матери у чувашей есть особые слова «анне, апи», произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Анне, апи, атăш — для чувашей понятие священное. Эти слова никогда не использовали в бранной речи или в насмешках.

О чувстве долга перед матерью чуваши говорили: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды». Древние чуваши считали, что самое страшное проклятье — материнское, и оно обязательно сбудется.

Жена и муж в чувашской семье. В старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину. Муж и жена уважали друг друга, разводы были большой редкостью.

О положении жены и мужа в чувашской семье старики говорили: «Хĕрарăм — кил турри, арçын — кил патши. Женщина — божество в доме, мужчина — царь в доме».

Если в чувашской семье не было сыновей, то отцу помогала старшая дочь, если в семье не было дочерей, то матери помогал младший сын. Всякий труд почитался: хоть женский, хоть мужской. И при необходимости женщина могла взяться за мужской труд и мужчина мог выполнять домашние обязанности. И ни один труд не считался важнее другого.

Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю.

Цикл обрядности начинался с зимнего праздника испрашивания хорошего приплода скота — сурхури (овечий дух), приуроченного ко времени зимнего солнцеворота. Во время празднества дети и молодежь группами обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота, пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.

Потом наступал праздник почитания солнца саварни (масленица), когда пекли блины, устраивали катания на лошадях вокруг селения по солнцу. В завершение масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни» (саварни карчакё). На весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам манкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калам кун и завершался серен или вирём — обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами по деревне с рябиновыми прутьями и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь, одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «серен!». Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами. В конце XIX в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.

По завершении весеннего сева устраивали семейный обряд ака патти (моление кашей). Когда на полосе оставалось пройти последнюю борозду и прикрыть последние засеянные семена, глава семьи молился Султи Тура о ниспослании хорошего урожая. Несколько ложек каши, вареные яйца зарывали в борозду и запахивали ее.

По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (дословно — свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

Цикл продолжал симёк (праздник цветения природы, общественные поминки). За севом хлебов наступала пора уява (у низовых) чувашей и синее (у верховых), когда налагался запрет на все сельскохозяйственные работы (земля была «беременна»). Он продолжался несколько недель. Это было время жертвоприношений учук с просьбами о богатом урожае, сохранности скота, здоровье и благополучии общинников. По решению схода на традиционном обрядовом месте закалывали лошадь, а также телят, овец, брали с каждого двора по гусю или утке и в нескольких котлах варили кашу с мясом. После обряда моления устраивалась совместная трапеза. Пора уява (синее) завершалась обрядом «сумар чук» (моление о дожде) с купаниями в воде, обливаниями друг друга водой.

Завершение уборки хлебов отмечалось молением духу-хранителю овина (аван патти). Перед началом потребления хлеба нового урожая устраивали всем родом моление-благодарение с пивом аван сари (дословно — овинное пиво), для которого все блюда приготовлялись из нового урожая. Моления завершались пиршеством автан яшки (щи из петуха).

Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т. д. В середине зимы проводился праздник хёр сари (дословно — девичье пиво). Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами устраивали молодежную пирушку.

После христианизации крещеные чуваши особо отмечали те праздники, которые совпадают по времени с календарными языческими (рождество с сурхури, масленицу и саварни, троицу с симёк и т. д.), сопровождая их как христианскими, так и языческими обрядами. Под влиянием церкви в быту чувашей получили распространение престольные праздники. К концу ХIX — началу XX в. христианские праздники и обряды в быту крещеных чувашей стали преобладающими.

Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ни-ме) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая.

В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен капать — «что скажут односельчане»). Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала XX в. пьянство. За воровство устраивали самосуд.

Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан сёрт» (не срами имени чуваша).

(12222)

Народ чуваши: интересные традиции и обычаи

Традиции и обычаи чувашей связаны с поклонением духам природы, земледелием, временами года, семьей и преемственностью поколений. Сегодня население Чувашской Республики – это современные демократичные люди, которые модно одеваются, активно используют достижения и блага технического прогресса. При этом они свято чтут свою культуру и историческую память, передают от поколения к поколению.

Несколько поколений в одном доме

Семья – главная ценность для каждого чуваша, поэтому и семейные ценности почитаются свято. В чувашских семьях супруги имеют равные права. Приветствуется проживание нескольких поколений в одном доме, так что семьи, где бабушки-дедушки, их внуки и правнуки живут под одной крышей и ведут совместный быт, не редкость.

Старшее поколение особо почитаемое. Ребенок и взрослый никогда не употребит слово «мама» в саркастическом, юмористическом и тем более оскорбительном контексте. Родители – это святое.

Помощь с внуками

Рождение ребенка – большая радость, пол новорожденного не имеет значения. Бабушки и дедушки помогают родителям с воспитанием детей – внуки находятся на их попечении до 3 лет. Когда ребенок подрастает, старшие привлекают его к работе по дому.

В селах практически нет сирот, потому что деревенские семьи охотно усыновят ребенка-отказника или потерявшего родителей.

Минорат

Минорат – это система наследования, по которой имущество переходит к младшим детям. У чувашей такая традиция распространяется на младших сыновей.

Они, достигая совершеннолетия, остаются жить с родителями, помогают по хозяйству, со скотом, участвуют в посадке огородов и сборе урожая, других ежедневных делах.

Свадебные наряды

Семья начинается со свадьбы, которые играют весело, с размахом. Жители из разных регионов России приезжают, чтобы увидеть это действо. По национальному обычаю жених в торжественный день должен быть в расшитой рубашке и кафтане, подпоясанном синим кушаком. Иногда кушак зеленого цвета.

На голове – меховая шапка с монетой, обут молодой человек в сапоги. Национальный костюм на все времена года. Снять шапку и кафтан жениху запрещено – нужно ходить в них до окончания свадьбы.

Торжественный наряд невесты состоял из рубашки, передника, вышитого халата. Голову украшала шапочка, вручную расшитая бисером и серебряными монетами. На плече – специальная накидка, украшенная серебряными монетами, на руках и шее – множественные украшения.

Украшений настолько много, что весили они зачастую больше 2-3 кг. А весь наряд затягивал на 15 кг и больше. Монеты пришивались не просто так – при движении они издавали мелодичный звон, оповещая о приближении новобрачной.

Свадебные обычаи

Многие древние традиции встречаются на чувашских свадьбах и сегодня. Среди них – встреча жениха.

  • Гости и родня новобрачной собираются в ее доме и поджидают жениха у ворот. Встречают его, как положено, хлебом и солью, еще и пивом.
  • Во дворе заранее накрывают стол для гостей – все прибывшие в свадебном кортеже должны за него сесть, выпить за здоровье молодых.
  • Свадьбы празднуют два дня. Первый день веселья проходит в доме невесты, на второй день приглашенные перемещаются в родительский дом жениха.
  • Утром после торжества на невесту надевают хуш-пу – головной убор, который носят замужние дамы.

Причитания и плач

Причитание – еще один самобытный обряд. В некоторых этногруппах он актуален и сейчас. Девушка, покидая родительский дом, уже одетая в подвенечное платье, должна спеть грустную песню с причитаниями. Плач символизирует уход из родительского дома, начало взрослой жизни.

Первой во время песни начинает причитать старшая сестра или замужняя родственница, затем к ним присоединяется невеста.

Дань плача

Этот обряд является продолжением предыдущего. Во время плача новобрачная обнимала родственников и друзей, как бы прощаясь. Каждому человеку, подходившему к ней, она протягивала ковш с пивом. В него гость бросал монеты.

Дань плача длился несколько часов, после чего девушка вынимала монеты, клала их за пазуху. Все это время гости танцевали, потешая виновницу торжества. Затем невесту увозили в дом избранника.

Без песен и танцев

На чувашских свадьбах молодожены не пели и не танцевали. Считалось, что танцующий и поющий молодожен станет легкомысленным супругом. Жене с ним будет нелегко.

Петь и веселиться новобрачные могли, когда впервые после бракосочетания приходили в дом тестя, но теперь уже как гости.

Сегодня виновники торжества повсеместно нарушают странную традицию. Сразу после церемонии они исполняют брачный танец, а затем веселятся вместе с гостями.

Укрепление брака

Три дня после бракосочетания и торжественного банкета новоиспеченная жена не должна убирать в доме – грязную работу в эти дни выполняет родня. Молодая супруга благодарит ее подарками. Семь презентов после бракосочетания невестка должна преподнести свекрови.

В первый год породнившиеся семьи часто бывают в гостях друг у друга. Делается этого с единственной целью – наладить контакт, укрепить родство.

Через неделю после бракосочетания молодожены приезжают с визитом к тестю. Через три недели – повторный визит к нему, а через 6 месяцев в гости едут уже 12 человек: молодые супруги, родственники мужа.

Продолжительность последнего визита – 3 дня. С угощениями, разговорами, песнями, плясками. Молодая семья получала остаток приданого в этот приезд – домашний скот.

Родство – одна из лучших и свято почитаемых традиций у чувашей. Возможно, поэтому семьи у представителей народа крепкие, разводы происходят гораздо реже, чем у других национальностей, проживающих в РФ, а взаимопонимание и связь поколений – не пустой звук.

 

Традиции и обычаи, песни и система ценностей чувашей

Чувашей в России почти полтора миллиона, они - пятый по численности народ нашей страны.

Чем занимаются чуваши, их традиционные занятия

Ведущую роль в традиционном хозяйстве чувашей издавна играло пашенное земледелие. Они возделывали рожь (основная продовольственная культура), полбу, овес, ячмень, гречиху, просо, горох, коноплю, лен. Было развито огородничество, сажали лук, капусту, морковь, брюкву, репу. С середины 19 века стал распространяться картофель.

Чуваши издавна славились умением возделывать хмель, который продавали и соседним народам. Историки отмечают, что еще в XVIII веке у многих крестьян были капитально построенные, с дубовыми столбами, полевые хмельники. В начале XX века у состоятельных хозяев появляются свои сушилки, прессы для получения хмелебрикетов, и вместо традиционных, лишь слегка окультуренных сортов, внедряются более урожайные — баварский, богемский, швейцарский.

На втором месте по значимости находилось животноводство – разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством.

Из кустарных промыслов в основном были распространены деревообрабатывающие: колесный, бондарный, столярный. Существовали плотничьи, портняжьи и другие артели. Многие плотники в прибрежных селах занимались изготовлением лодок и небольших суденышек. На этой базе в начале 20 века возникли небольшие предприятия (города Козловка и Мариинский Посад), где строили не только лодки, но и шхуны для каспийских промыслов.

Из ремесел были развиты гончарное дело, лозоплетение, резьба по дереву. Резьбой украшали утварь (особенно пивные ковши), мебель, столбы ворот, карнизы, наличники.

До XVII века среди чувашей было много специалистов по обработке металла. Однако после запрета инородцам заниматься этим ремеслом, даже в начале XX века среди чувашей почти не имелось своих кузнецов.

Чувашские женщины занимались изготовлением холста, крашением ткани, шитьем одежды для всех членов семьи. Одежду украшали вышивкой, бисером и монетами. Чувашская вышивка 17-19 веков считается одной из вершин народной культуры, отличается символичностью, разнообразием форм, сдержанной красочностью, высоким художественным вкусом мастериц, точностью исполнения. Особенность чувашской вышивки - на обеих сторонах ткани одинаковый рисунок. Сегодня современные изделия с использованием традиций национальной вышивки изготовляются на предприятиях объединения "Паха тёрё" (Чудесная вышивка).

Что едят чуваши 

В традиционной пище чувашей-земледельцев издавна преобладали растительные продукты. Повседневным блюдом являлся суп (яшка). Свое название разнообразные супы получали от приправы, которая была использована, например: серте яшки - суп со снытью, пултăран яшки - суп с борщовником, çăмах яшки - суп с клецками и так далее. В суп клали муку, крупы, картофель, из овощей - свежую и квашеную капусту, морковь, лук, реже свеклу. Предпочтением пользовались супы с мучным полуфабрикатом. Из кислого или пресного раскатанного теста готовили салму, нарезая его на квадратики или просто разрывая, и пускали в кипящий бульон.

Важное значение, особенно в обрядовой трапезе, имели каши. Их варили из пшенной, полбенной, гречневой круп. Рисовая крупа в питании чувашей появилась поздно - в конце 19 века.

Из молочных продуктов были в ходу турăх (кислое молоко), уйран (пахтанье), чăкăт (творожные сырки). Мясо было сезонным продуктом, во время забоя скота. К праздникам готовили разного вида колбасы (шăрттан, тултармăш) с начинкой из круп, мяса, крови. Стол дополняли дичь и рыба.

Разнообразен выбор мучных изделий - пироги, лепешки, ватрушки. Их пекли с капустой, морковью, свеклой, калиной: зимой - с мясом, картофелем, горохом, крупой, творогом; летом - яйцами, луком, творогом, ягодами, яблоками. У всех групп чувашей были распространены хуран кукли - вареники. Начинку делали из творога с сырыми яйцами либо из толченого картофеля с маслом.

Хлеб у чувашей считался священным, резать его доверялось только главе семьи или самому уважаемому ее члену.

Известный чувашский писатель Анатолий Емельянов рассказывает: "Издревле чуваш знал цену хлеба. Поспорит ли он, доказывает ли свою правоту, клянется ли, обязательно берет кусочек хлеба, круто посыпает солью и съедает при всех. Это самая святая клятва. У чувашей поверье — солгал при клятве на хлебе, рано или поздно беды не миновать".

Главной сладостью, помимо различной сладкой выпечки, был мед (пчеловодством чуваши занимались издревле). Его ели как самостоятельное блюдо, а также использовали для приготовления различных напитков, в том числе браги, медовухи. Из ржаного или ячменного солода делали пиво, крепкое для праздничных угощений и слабое для повседневного питья. Традиции пивоварения у чувашей древние, причем каждая семья имеет свой рецепт, который передается по женской линии. Кстати, ныне в Чебоксарах, на бульваре купца Ефремова, действует уникальный музей пива. В нем собраны различные экспонаты, касающиеся истории пенного напитка вообще, а не только чувашского пивоварения.

Современные чуваши не утратили своих кулинарных традиций. Многие национальные блюда дошли до наших дней и являются частыми гостями на чувашском столе. Какай-шÿрпи (суп из субпродуктов), шăрттан (мясо запеченное со специями в бараньем желудке), хуплу (большой круглый пирог с мясной начинкой, верховые чуваши готовят из мяса птицы, пшена и лука, низовые – из свинины и картофеля) и другие известны не только в республике, но и за ее пределами. 

Традиционное жилище чувашей

Основные типы поселений чувашей – села и деревни (ял). Как отмечают историки, наиболее ранние типы расселения – речной и приовражный, для которых были характерны кучево-гнездовая (в северных и центральных районах) и линейная (на юге) планировки. На севере деревни делятся на концы (касы), обычно заселенные родственными семьями. Уличная планировка распространяется со 2-й половины 19 века. Тогда же появляются жилища среднерусского типа, а также так называемые русские ворота с двухскатной крышей на трех-четырех столбах, которые украшались рельефной резьбой, булгарским солярным кругом и "веревочкой".

Усадьба чувашей в большинстве случаев имеет форму вытянутого прямоугольника. Как правило, делится на две части: переднюю - собственно двор (килкарти, картиш), на котором стоит жилой дом и расположено большинство надворных построек, и заднюю (анкарти), где разбит огород и находится и баня (В прошлом, при возможности, рядом с баней всегда обустраивали водоем (пруд) или баню ставили у реки).

В старину в задней части усадьбы располагалось также гумно с мякинником, а нередко и амбар для хранения зерна. В современных усадьбах такого четкого деления усадьбы на две части уже почти не наблюдается, так как хозяйственных построек стало меньше (во многих из них отпала надобность).

Традиционная чувашская изба (пÿрт) ориентировалась входом на восток и окнами на юг. Снаружи ее украшали резьбой и росписью, внутри - ткаными (у чувашей развито узорное ткачество) или вышитыми полотенцами и занавесками, на пол стелились тканые дорожки.

В булгарскую эпоху булгаро-чуваши изготавливали стекло для окон, позднее после разгрома Волжской Булгарии Золотой Ордой и в эпоху Казанского ханства, стал использоваться специально обработанный пузырь. Трубы печей выводили наружу, однако после непосильных налогов, наложенных на инородцев царской Россией в XVII веке, когда налоги налагались на каждое окно и трубу, число и размер окон резко уменьшаются, а глинобитные печи стали  топиться только по-черному, дым выпускался через волоковое окно в углу.

В состав хозяйственных построек входили амбар, сарай, хлев, конюшня, погреб. Каждый чувашский двор имел летнюю кухню (лаç), с земляным полом, без потолка, посередине находился очаг с подвесным котлом. Во дворе под навесом хранился набор транспортных средств: телега, дроги, сноповозка и сани. Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи — тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой, свадебные кибитки (кÿме) с обтянутым кожей полузакрытым кузовом.

Современный сельский дом — четырех- или пятистенок с внутренней распланировкой жилого помещения, верандой, парадным крыльцом, мезонином. Интерьер сохраняет традиционные черты: в переднем углу располагаются стол, стулья, диван, в убранстве зачастую используются домотканые ковры, традиционные вышивки. 

Обычаи чувашского народа

Как и у других земледельческих народов, жизнь и быт чувашей в прошлом основывались на календарно-обрядовых праздниках, которые были связаны с этапами сельскохозяйственных работ (началом и окончанием весенней посевной, сенокоса, уборки хлебов). Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота Сурхури, праздник почитания солнца Сăварни, многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам Мăнкун, праздник весенней пахоты Акатуй, летний праздник поминовения мертвых Симёк, завершение уборки хлебов Чÿклеме и т.д.

Обрядовое содержание календарных праздников состояло из различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовало народное гуляние с хороводами, играми, плясками.

Свои праздники существовали у молодежи. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы Уяв (вăйă). Зимой устраивались посиделки (ларма), где девушки пряли, а с приходом парней начинались игры, пели песни, плясали.

Позже аграрно-магические обряды несколько изменились. Причиной этому послужило крещение. Когда чувашей начали (с середины 18 века) обращать в христианство, русские священнослужители вынуждены были согласиться с теми праздниками, которые существовали у древних чувашей: их начали подгонять к православным праздникам. Так, Сурхури подогнали под Рождество, Сăварни под Масленицу, Мăнкун под Пасху, Симёк под Троицу и так далее. Но все-таки полностью искоренить языческие представления не удалось. И сегодня многие свои традиционные праздники чуваши отмечают, сопровождая их как христианскими, так и языческими обрядами.

Кстати, чуваши - самый многочисленный тюркский народ, большинство которого исповедует православие (есть немногочисленные группы чувашей-мусульман и некрещенных чувашей).

Один из самых известных древних праздников, связанных с земледелием, бытующий сегодня – Акатуй. Дословно переводится как свадьба пашни, связан с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В прошлом Акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением о хорошем урожае. С крещением он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

До сегодняшнего дня сохранился у чувашей обряд помочей - ниме. Когда предстоит большая и трудная работа, с которой хозяева не могут справиться сами, они просят помощи у односельчан и родственников. Рано утром хозяин семьи или специально выбранный человек обходит деревню, приглашая на работу. Как правило, все, кто слышит приглашение, идет на помощь с орудиями труда. Работа кипит целый день, а вечером хозяева устраивают праздничное застолье.

Традиционные элементы сохранились и в семейной обрядности, связанной с основными моментами жизни человека в семье: рождение ребенка, вступление в брак, уход в мир иной. К примеру, у верховых чувашей еще в прошлом веке существовал такой обычай – если в семье умирали дети, то последующего (невзирая на имя, данное при крещении) называли именем птиц или диких животных – Чёкеç (Ласточка), Кашкăр (Волк) и так далее. Старались, чтоб в обиходе закрепилось именно ложное имя. Полагали, что таким образом они обманут злых духов, ребенок не умрет, и род сохранится.

Свадебные обряды чувашей отличались большой сложностью и разнообразием. Полный ритуал занимал несколько недель, состоял из сватовства, предсвадебных обрядов, самой свадьбы (причем проходила и в доме невесты, и в доме жениха), послесвадебных обрядов. За порядком следил специально выбранный мужчина из родственников жениха. Сейчас свадьба несколько упростилась, но основные традиционные элементы сохранила. Например, такие как "выкуп ворот" при въезде во двор невесты, плач-причитание невесты (кое-где), смену головного убора девушки на головной убор замужней женщины, хождение новобрачной за водой и др., исполняются и специальные свадебные песни.

Для чувашей очень многое значат родственные связи. И сегодня чуваш старается соблюдать давно сложившийся обычай, по которому раз–два в году он должен был звать к себе на пир всех родственников и соседей.

В чувашских народных песнях обычно рассказывается не о любви мужчины и женщины (как во многих современных песнях), а о любви к родственникам, к своей родине, к своим родителям.

В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относятся с любовью и уважением. Слово "амăш" переводится как "мать", но для своей родной матери у чувашей есть особые слова "анне, апи", произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Эти слова никогда не используют в бранной речи или в насмешках. О чувстве долга перед матерью чуваши говорят: "Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды".

В формировании и регулировании морально-этических норм у чувашей всегда большую роль играло общественное мнение: "Что на деревне скажут" (Ял мён калать). Чуваши с особым почтением относились к умению достойно вести себя в обществе. Осуждали нескромное поведение, сквернословие, пьянство, воровство..Особое требование в этих вопросах предъявлялось молодежи. Из поколения в поколение чуваши учили: "Не срами имени чуваша" (Чăваш ятне ан çёрт).

Тэги

Обычаи и традиции в Таджикистане / Симург Трэвел

Традиции народа Таджикистана складывались веками образа жизни. Они проявились в национальном таджикском жилище, которое можно разделить на два типа: равнинный, отличающийся большой архитектурной сложностью, и горный, более простой по конструкции. Равнинный тип распространился к северу от Гиссарских гор - в бассейне Зеравшана и в Ферганской долине. Такой дом построен на цоколе, на деревянном каркасе, обычно заложенном кирпичом.Иногда стены кладут из битой глины или из кирпича. Крыша была плоская, земляная, с мазками из глины. Вдоль фасада построена терраса. Под потолком делали узкие световые проемы, заменяющие окна.


Камин или верхний колпак с дымоходом был характерной чертой жилища. В Гиссарской и Вахшской долинах жилища имели несколько иную конструкцию. Иногда это была двухарочная крыша (часто без потолка) или двухарочный навес над традиционной крышей.В южных, горных районах Таджикистана жилища выглядят как приспособленные для этих условий горные жилища. Такое жилище имело массивный вид, было больших размеров и рассчитано на многолюдные большие, или патриархальные, не разделенные семьи. Стены таких домов кладут из дикого камня, иногда из кирпича.


Деревянная крыша имела особенность, наиболее ярко выраженную в домах памирских таджиков, - ступенчатую деревянную арку со светодымовым отверстием в центре.Крышу поддерживали три-пять основных колонн, расположенных в доме. В плане это жилище было однокамерным. Вдоль двух продольных и торцевых (напротив входа) стен располагались покрытые глиной нары с узким проходом между ними. Сегодня даже в труднодоступных горных кишлаках жилища старой конструкции, без окон, обычно используют только как хозяйственные помещения.


Современное жилище памирских таджиков сохраняет традиционный дизайн, в доме расположены только арки крыши и основные колонны.Значительно модернизировано современное жилище: на пол и нары теперь кладут доски и красят их, делают большие окна, вместо центра используют разного рода печи, внутренние и внешние стены отбеливают. Что касается жилищ плоского типа, то многие их традиционные черты достаточно устойчиво сохраняются и в современном сельском доме.


В прошлом подобная планировка была у крупных поселений и городов. В центре возвышалась цитадель, окруженная глинобитными стенами. Вокруг этой древнейшей части поселения располагалась его более поздняя часть с узкими улочками, на которых стояли глухие стены усадеб.За стеной с несколькими воротами были окраины; здесь между имениями располагались пашни, огороды и сады.


Современное жилище представляет собой корпусные блочные или каменные постройки, в которых размещается типовая мебель, но многие ковры являются традиционными в домах таджиков. Жители Таджикистана много веков жили в долинах рек предгорий, в горах, в оазисах. Это означало традиционную занятость населения. В районах Западного Памира таджики выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, фасоль, садовые и виноградные культуры.Здесь в долинах росли хлопки, занимались выращиванием садов и виноградников. Традиционно жители Таджикистана занимались животноводством: разводили овец и коз, крупный рогатый скот, ваханси и шунганс разводили яков. Лошади, яки и ослы были транспортными животными для населения республики. Старым занятием таджиков было шелководство.


Из традиционных народных промыслов таджики достигли наибольшего совершенства в изготовлении различных шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных и суконных тканей.Некоторые города славились производством той или иной ткани. Ткачеством занимались мужчины. Большой успех пользовались изделиями таджикских мастеров: гончаров, кузнецов, ювелиров, резчиков по дереву, алебастру, а также декоративной вышивки, в которой прослеживаются древние художественные традиции.


Традиционный костюм таджиков в каждой области имел свои особенности, но имел и общие черты. У мужчин он состоял из рубаховой туники покроя, широких штанов и открытого халата с поясом-шарфом, шапки или чалмы и местной обуви: кожаных сапог на мягкой подошве и кожаных галош с заостренным носом (их носили отдельно, и иногда и вместе с мягкими сапогами - ичигс).Для хождения по горным тропам у горных таджиков была деревянная обувь на трех шипах.


В качестве общих элементов традиционной одежды у женщин туника фасонного покроя, шаровары с щиколоткой, платок (в некоторых уездах служила рубашка или платье - тюбетейка и шарф), а у горожанок и таджиков также открывались халаты и таджики. местная обувь. Этническая традиция сейчас проявляется и в одежде равнинных и горных таджиков. Вышитые платья горных таджиков, особенно в Дарвазе и Кулябе, представляют собой прекрасные образцы национального декоративного искусства.Горные таджики, особенно памирские, а также мужчины и женщины в холодное время года носят связанные из цветной шерсти высокие (до колен и выше) носки с красивым геометрическим или растительным орнаментом.


Сегодня мужчины носят преимущественно современную, так называемую городскую одежду, приобретенную в магазинах или сшитую в ателье: костюм или брюки с рубашкой, пуловер и свитер. В моде «рубашка-поло», джинсы. В молодежной одежде преобладает спортивный стиль. Горожане часто носят традиционные тюбетейки и халаты в сочетании с современным городским костюмом.


Современный женский национальный костюм сохраняет больше традиционных черт даже в городе. В нее входит платье, часто уже имеющее форму туники, и отрезное, на кокетке. Чаще шьют его из шелка, он распространен во всех азиатских республиках. Носите также шаровары (у девушек и девушек - значительно выше щиколотки и уже), легкие косынки, шарфы, тюбетейки. Широко представлены и элементы городского костюма: куртки, вязаные шерстяные куртки, обувь фабричного производства или пошитая в обувном ателье.В зависимости от сезона носите плащи, пальто.


В прошлом верхней одежды у горных таджиков даже не было: считалось, что в холодное время года женщина не должна выходить из дома. Памирские таджики при выходе из дома зимой надевали на себя два-три платья. В кишлаках современные городские женские костюмы, юбки носят редко. В городах их надевают в основном студенты и девушки-служащие, представители интеллигенции. Из старинных видов женской одежды исчезла паранджа; сельские жители не возили его и в прошлом, а в городской среде он был избавлен в 1920-е годы.


В предвоенные годы изредка одевались еще старушки. Несмотря на то, что многие таджики в городах и поселках носят современную одежду, у жителей кишлаков, особенно горных районов, сохранился национальный костюм. Красивые тюбетейки, женские платки, платья, украшения, мужские вышитые поясные платки, халаты можно встретить и по сей день. Женский костюм состоит из белого или цветного платья-рубашки, сшитого из шелковых или бумажных фабричных тканей, широких брюк, доходящих до щиколотки, их низ обшит тесьмой Patten.Часто широкие брюки шьют из двух видов тканей.


У памирских таджиков традиционный костюм тоже повсеместно заменен на современный. В современной одежде памирцев много таджикских элементов, однако они заимствованы не из традиционного, а из современного национального костюма таджиков. Такой же характер носят ссуды в области жилья, и, в частности, интерьера. Традиционная пища таджиков зависела не только от платежеспособности семей, но и от характера хозяйства: состава и разнообразия возделываемых культур, видов разводимого скота.В горах, где преобладали посевы пшеницы и ячменя, жители занимались скотоводством, лепешками, молочными продуктами, маслом, а в равнинных районах основной пищей населения были овощные блюда и фрукты, а также хлеб.


В общественной жизни у таджиков сохранились некоторые общинные обычаи: различные формы коллективной взаимопомощи и производственные артели (например, женщины коллективно производили молочные продукты на весенних пастбищах), общественные обеды и развлечения в дни религиозных и национальных праздников.Один из таких праздников Науруз - Новый год, приходящийся на день весеннего равноденствия; во многих местах совпал с праздником дня первой вспашки (проведение ритуальной первой борозды). Праздновался и день сбора урожая, весной были в обычае прогулки - сейли.


Хотя у таджиков преобладали небольшие семьи, существовало и много, особенно в горных районах, семей не делились. Существовала также многоженство: по мусульманскому закону (шариат) разрешалось иметь четырех жен одновременно, но это было доступно только богатым мужчинам; человек со средним состоянием имел двух жен, а бедняки обычно одну.И в больших, неделимых, и в маленьких моногамных семьях господствовали патриархальные обычаи. В семье и в обществе женщина занимала приниженное положение. У горских таджиков были деньги невесты, то есть выкуп за невесту.


В семейных обрядах таджиков сохранились региональные различия. Так, на примере, у таджиков северных областей, согласно старинному свадебному обряду, новобрачные перевозят в дом мужа после заката, при свете факелов и трижды обводят зажженный перед домом мужа костер. .В Южном Таджикистане давно это переезд происходит только днем. Только вдова или растворенный транспорт ночью.


Трансформация общественных отношений, приобщение таджиков к передовой культуре резко изменили и их семейную жизнь. Сегодня женщина раскрепощена и занимает равноправное с мужчиной положение на производстве, в общественной жизни, в семье. Браки сейчас заключаются в подавляющем большинстве на взаимной любви. Дети в Таджикистане особый эксклюзивный класс.В семьях таджиков много детей. Приятно смотреть на черноглазых мальчиков в национальных тюбетейках и девочек в национальных нарядах в современной интерпретации с плетеными 30-40 тонкими косичками.

.

Армянских традиций и обычаев, которые вы должны знать

Праздник Вардавара | © VahanN / Shutterstock

Армянская культура и ее обычаи уходят своими корнями в глубокую историю. Армян часто характеризуют как гостеприимных, дружелюбных и добрых людей, уважающих старших, бережно относящихся к детям и имеющих сильные семейные ценности. Вот некоторые из таможен, о которых путешественники должны немного узнать перед посещением страны.

Армяне приветствуют друг друга поцелуями и держатся за руки

Всегда полезно знать обычаи приветствий и проводов на новом месте.В Армении посетители могут заметить, что местные жители целуются в щеку при встрече, что является наиболее распространенным приветствием среди друзей и семьи. Кроме того, женщины нередко держатся за руки. Это не обязательно означает, что они находятся в отношениях; это просто обычный способ проявить привязанность близких друзей.

В Армении принято целовать в щеку при встрече с другом © CMDR Shane / Unsplash

Армяне используют французское слово для слова «спасибо»

Технически армянское слово «спасибо» звучит так: шноракалуцюн .Вместо этого длинного слова многие говорящие по-армянски будут использовать французское merci вместе с термином нежности jan . Последнее невозможно перевести, но оно выражает нежное отношение.

Можно задавать личные вопросы

Армяне открыты для общения и стараются легко общаться. Иногда это может означать, что они не оставляют много личного пространства. Местные жители любят разговаривать лицом к лицу и смотреть кому-то прямо в глаза при физическом контакте.Также принято задавать личные и подробные вопросы. Это совершенно нормальное явление в деревне и не считается грубым.

Приходите голодными, когда их приглашают в дом армянской семьи

Как и любая другая страна на Кавказе, армяне гостеприимны и любят принимать гостей в своих домах - особенно иностранцев, которых, скорее всего, встретят с теплотой и на стол, заваленный столько еды, сколько может вместить. Более того, вас «заставят» пробовать все блюда.Не попробовать все будет считаться оскорблением для хозяина, поэтому немного голодайте перед тем, как пойти на армянский ужин, чтобы не смущаться.

Армянская семья встретит вас столом с блюдами местной кухни © tomasz przechlewski / Flickr

С родителями нормально жить

Армянские родители, как известно, защищают, и взрослые дети часто живут в дома, пока они не поженятся или, возможно, даже на всю оставшуюся жизнь.Родители обычно платят за образование, брак и все другие жизненные события своих детей, что может быть совершенно чуждо многим людям из западной части мира. Более того, если кто-то путешествует со своими детьми в Армении, это нормально, если местный житель зайдет, сделает ребенку комплимент и задаст вопросы. Это редко вызывает беспокойство, но это еще один обычай, о котором путешественникам следует знать.

Новорожденных вводят в близкую семью только в течение первых 40 дней

Несмотря на то, что это своего рода суеверие, многие семьи по-прежнему следуют этому обычаю и не разрешают никому встречаться со своими новорожденными в течение 40 дней.Единственное исключение - очень близкие родственники. Этот обычай основан на мерах безопасности и медицинских предосторожностях, так как новорожденные довольно уязвимы и могут легко заражаться бактериями.

Никто, кроме членов семьи, не видит новорожденного в течение 40 дней после рождения © Picsea

Молодожены часто прыгают через костер

Армянские праздники состоят из христианской и языческой культуры, которые имеют глубокие корни в армянских обычаях и традиции. Поскольку люди не могли забыть все свои любимые языческие праздники, Армянская Апостольская церковь переняла некоторые традиции и праздники.Например, во время праздника Трндез молодожены прыгают через открытый огонь, чтобы защититься от несчастья и зла.

Армянские девушки едят соленое печенье, чтобы увидеть своего будущего мужа

Это может быть еще один странный обычай для многих иностранцев, но это забавное занятие. В День святого Саркиса, армянскую версию Дня святого Валентина, пожилые женщины в семье по особому рецепту выпекают очень соленое печенье. Едят его незамужние девушки в семье, и считается, что впоследствии они будут мечтать о своих будущих мужьях.Это может быть совершенно незнакомец или кто-то из их знакомых, но если он принесет им во сне чашку воды, они узнают, что это он.

Незамужние и незамужние девушки едят соленое печенье, чтобы помечтать своим будущим мужьям © Тейлор Кисер / Unsplash

Брызги воды приносят удачу

В Армении ограниченный водоем, и поэтому местные жители знают цену этому природному ресурсу. Многие традиции страны, связанные с водой, символизируют признательность, жизнь и удачу.Один из самых веселых праздников - Вардавар, имеющий языческие корни и прославляющий богиню чистоты и воды. В этот день всех обрызгивают водой на улицах каждого города Армении. Это способ выйти из привычной рутины и очистить тело - и провести время в своей жизни.

.

Обычаи и традиции в Китае

Обычаи и традиции в Китае формировались на протяжении тысячелетий, и сегодня существует традиционная система ценностей, главным аспектом которой является этикет.

Процесс формирования китайской культуры начался в III тысячелетии до нашей эры. Со временем многие традиции были утеряны, но большинство из них сохранились и дошли до наших дней. Кроме того, китайские традиции очень разнообразны, так как в стране проживают разные нации и народности.

Традиции и обычаи Китая тесно связаны не только с его историей, но и с религиями, исповедуемыми в стране. Западная часть Китая занята Синьцзян-Уйгурским автономным районом, населенным преимущественно уйгурами-мусульманами, поэтому местные жители соблюдают обычаи и традиции, характерные для мусульманских народов.

Тибет также является частью Китая, где люди имеют свою уникальную и единственную в мире культуру, поэтому их традиции отличаются от традиций остального Китая.Наряду с мусульманами здесь живут конфуцианцы и буддисты, которые, в свою очередь, также следуют своим традициям и обычаям.

Однако у китайцев есть множество специфических обычаев и традиций, которые все соблюдают. В частности, это касается поздравлений. Китайские традиции гостеприимства насчитывают более 2000 лет. В старину китайцы, здороваясь, кланялись, складывая руки на груди. При этом считают, что чем ниже лук, тем больше уважение.Сегодня современные китайцы просто кивают головами, но если хотят проявить уважение, они могут поклониться.

В Китае есть еще одна распространенная традиция - дарить подарки. Когда китайцы приходят в гости, они обычно угощают вином, чаем или конфетами. Если вам посчастливилось навестить китайца, не стоит дарить нечетное количество подарков, так как в Китае нечетные числа считаются несчастливыми. Нельзя дарить подарки в количестве 4 или в черно-белом цвете, которые в Китае считаются символами смерти.Китайцам нельзя подарить часы. Также они символизируют смерть и похороны.

Китайцы - очень суеверные люди, ведущие традиционный образ жизни. Несмотря на технический прогресс, большая часть населения соблюдает традиции и обычаи, насчитывающие более трех тысяч лет. Однако этот факт привлекает в Китай миллионы туристов со всего мира. Здесь можно не только познакомиться с уникальными историческими памятниками древней китайской цивилизации, но и окунуться в загадочный, а иногда и закрытый мир Китайского Востока.

.

Китайские обычаи и традиции

Chinasage Главная Новости Дневник Новости сайта Контакты Дневник О нас Пожертвовать Тесты Общие 1 Общие 2 Общие 3 Общие 4 Общие 5 Общие 6 ноября 2020 География 1 История 1 История 2 История 3 История 4 Язык 1 Изображение 1 Изображение 2 Традиции 1 Традиции 2 Новый год Культура Фестивали Китайский Новый год Обычаи Религия Божества Звезды Архитектура Шахматы Тай Чи Опера Музыка Фэн-шуй Ци Инь-Ян Символика Драконы Еще ... Изобретения Традиции Экзамены Рисовая еда Чай Шелковые деньги Название Китая Подробнее... Провинции Китая Достопримечательности Население Народы География Аэропорты Климат Дикая природа Великая стена Гранд-канал Желтая река Река Янцзы Шелковый путь Тайвань Япония Корея Южно-Китайское море Google Карта Подробнее ... История Династии Династия Мин Завоевание монголов Восстание тайпин Кули Железные дороги Порты Договора Опиумные войны Гробницы Мин Императорские евнухи Шинуазри Воюющие государства Еще ... Современная история Народная Республика Будущие лидеры Экономика Освоение космоса Долгий марш 4 мая Движение Китайская Республика Подробнее ... Язык Базовый урок Персонажи Каллиграфия Штрихи Числа Кости оракула Классика Притчи Поэзия Словарь удачи Кантонский пиджин Еще... Поиск ChinasageChinasageНовостиДневникВикториныИсточникиНовости сайтаПожертвоватьSudokuО насКонтактыПолитика конфиденциальностиРекламаT и CSКарта сайта КитайКитайПровинцииДостопримечательностиАэропортыГородаУниверситетыСоседиНаселениеЛюдиКлиматГеографияЖивая природаПандаБамбукЖелтая рекаРека ЯнцзыВеликая стенаГранд-каналШелковый путьТайваньЯпонияКореяЮжно-Китайское мореGoogle Map КультураИндексФестивалиНовый годКитайский календарьТаможняРелигияЖенщиныАстрологияЗвездыФэн-шуйЦи Инь-ЯнИ ЦзинДраконыСимволизмАрхитектураТай-ЧиИмя для КитаяШахматыГоМаджонгИзобретенияЭкзаменыМедицинаРисЕдаЧай.

Традиции и обычаи, Путеводитель по китайской культуре

Китай разделяет одну из древнейших существующих культур в мире, которая выросла за тысячи лет. Фестивали, кухни, знаки зодиака, древние ритуалы ... Китайская культура - такая огромная тема, и вряд ли удастся изучить все это за короткое время - даже китаец не может сказать, что знает все. Однако изучение некоторых основных представлений об этом поможет путешественникам избежать неприятностей (или смущения перед местными жителями).

Традиционные фестивали

Китай - страна, пропитанная древними обычаями и традициями, которыми гордятся коренные жители. Ниже приведены три основных традиционных фестиваля Китая; все отмечаются по китайскому лунному календарю .

Празднование праздника Весны

1. Китайский Новый год (или Праздник Весны), самый важный праздник, отмечаемый по всей стране, точно так же, как Рождество для Запада.Вся страна будет на как минимум 7-дневных праздниках, и большинство китайцев собираются вместе со своими семьями, одевают свой дом в красный цвет, готовят ужин для воссоединения семьи и празднуют лунный Новый год. Загляните в раздел «Ежедневные праздники», чтобы узнать больше о традициях и табу во время китайского Нового года.

2. Праздник фонарей , приходящийся на 15-й день первого лунного месяца, знаменует окончание празднования Праздника Весны. В этот день утром проходят парады с танцами драконов и львов, а ночью - шоу фонарей. Tang Yuan , или рисовые шарики из глютена, которые символизируют воссоединение, являются обязательным десертом на Фестивале фонарей.

3. Праздник середины осени , 15 августа по китайскому лунному календарю, также является днем ​​воссоединения семей для китайцев. Люди воссоединяются с семьями, едят лунные лепешки, ценят яркую полную луну и вешают фонарь Середины осени.

Китайская еда и манеры за столом

Еда также является одним из традиционных культурных элементов Китая, пользующихся большой популярностью во всем мире.От утки по-пекински до димсамов кантонской кухни, никто не станет отрицать, что китайские кухни разнообразны. Если вы слышали о «восьми кухнях» Китая, поздравляю, но на самом деле их больше восьми!

Что касается кулинарии, иностранному туристу может быть интересно услышать, как китайцы приветствуют друг друга, спрашивая: «Вы уже ели?» вместо «Как дела?». Если вы знаете, но не уверены в китайских манерах за столом, вы можете спланировать свое путешествие вместе с нами, и наш местный гид поможет вам их изучить.

Что такое китайский зодиак?

Как часть китайской астрологии, китайский зодиак, известный как Шэн Сяо (生肖), состоит из 12 знаков животных, относящихся к 12 земным ветвям Китая: Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. Каждый из знаков животных связан с китайским лунным календарем, основанным на двенадцатилетнем цикле.

Китайцы считают, что знаки животных, присваиваемые по годам, отражают то, как другие воспринимают вас или как вы представляете себя.Например, если вы родились в год Свиньи (… 1947, 1959, 1971, 1983, 1995…), тогда у вас будут те же характеристики, что и у зодиакальной свиньи, и без обид, но хотите верьте, хотите нет, еще можно сказать, что вы Свинья.

Традиционный этикет и табу

Китайцы уделяют большое внимание этикету, особенно старшие. От повседневных обычаев до фестивальных традиций их очень много. Например, у вас могут возникнуть проблемы, если вы подарите часы китайцу, потому что «подарить часы» (sòng zhōng 送 钟) звучит точно так же, как «присутствовать на похоронах» (sòng zhōng 送终) в Китайский язык.

Древние ритуалы

Китай может похвастаться 5000-летней историей, и с древних времен ритуалы имели большое значение. В Китае существуют разные типы ритуалов: религиозные, политические, родовые и светские.

Поклонение Небесам было самым торжественным ритуалом китайцев. Это была форма «общения» между человечеством и небом, обычно под председательством «Сына Неба» (в древнем Китае императоры считались Сынами Неба).Самый известный и хорошо сохранившийся алтарь для этого ритуала - Храм Неба. Эта достопримечательность включена в наш 4-дневный тур по Пекинской эссенции.

Китайский чай

В Китае чаепитие служит не только способом получать удовольствие от жизни, но также является символом этикета во всех аспектах жизни людей . В прошлом китайцы соблюдали строгие правила и ритуалы подачи чая, а сегодня принято предлагать чай, чтобы выразить уважение, выразить благодарность родителям или в качестве жертвы предкам и богам в китайский Новый год или в другой день. другое время фестиваля.

  • Ханчжоу - один из лучших городов Китая, где можно отведать высококачественные блюда. Наша экскурсия по водному городу Ханчжоу и Учжэнь предоставит вам возможность посетить чайную плантацию Мейджиау и узнать, как китайский чай изготавливается вручную.

Начните тур по китайской культуре вместе с нами

Познакомьтесь с китайской культурой

Такие традиции, как приветствие друзей фразой «Вы уже ели?» иногда трудно объяснить словами или картинками. Лучший способ понять уникальную культуру Китая - это посетить Китай и познакомиться с ней по-своему. В данном случае большое значение имеет профессиональное и ответственное туристическое агентство. China Travel может помочь вам организовать беззаботную культурную поездку, сэкономив время и деньги! Ниже приведены три наших примера туров, которые мы выбрали для вашего вдохновения:

  • 8-дневная поездка в Китай (Пекин, Сиань, Шанхай)
  • 11-дневная слава Китая (Пекин, Сиань, Гуйлинь, Яншо, Шанхай)
  • 11-дневное путешествие по Китаю (Пекин, Сиань, река Янцзы, Чунцин, Шанхай)
.

Традиции, обряды, обычаи Узбекистана

Известные узбекские традиции и обычаи

Обычаи и традиции узбекского народа формировались веками. Они очень самобытные, впечатляющие и разные, относящиеся к разным эпохам и религиям. Первоначальное формирование узбекской культуры относится к VI-VII векам до нашей эры, к этому времени кочевые племена перешли к оседлому образу жизни в долинах Амударьи, Сырдарьи и Зарафшана и основали первые государства.Бывшие кочевники основывали поселения и города, принося с собой обычаи и традиции, основанные на древних культах своих предков. Территория современного Узбекистана, Трансоксиана, входившая в состав древних государств - Хорезма, Согдианы, Бактрии, стала основой для формирования культуры, которая впоследствии стала основой узбекской культуры.

На протяжении веков традиции и обычаи узбекского народа оставались почти неизменными, несмотря на желание многих захватчиков навязать чужую культуру.Наибольшее влияние на узбекские обычаи и традиции оказали арабы благодаря распространению ислама по всей Средней Азии. Традиции ислама были тесно переплетены с доисламскими верованиями и традициями, местной культурой и прочно вошли в быт и умы узбекского народа.

Многовековые обычаи и традиции узбекского народа бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Как и у многих азиатских народов, большинство праздничных узбекских обычаев связано с крупными семейными торжествами: свадьбой и рождением.Эти события включают в себя множество обрядов и ритуалов с участием родителей, детей, братьев, сестер, ближайших и дальних родственников, даже соседей и гостей, у каждого из которых своя роль. Узбекские традиции основаны на гостеприимстве, уважении к старшим, коллективизме, что особенно ярко проявляется в махаллях (узбекских жилых кварталах) - хранилищах исконной национальной основы.

Традиции и обычаи Узбекистана:

.

Смотрите также