Червонная рубаха значение


ЦВЕТ СЛАВЯНСКОЙ ОДЕЖДЫ. ТРАДИЦИИ.

Прошло то время, когда на многолюдных праздниках основатели Московской Славянской Языческой Общины одевали белые славянские рубахи. Селидор для ратоборцев в славяно-горицкой борьбе даже ввел ношение белой льняной рубахи с вышитым на груди красным крестом-громовником, знаком Перуна.

Сейчас множество общин предпочитает зеленые, черные, серые расцветки для своих рубах, что это? Отход от традиции, или самовыражение в ней? Что для человека на уровне физиологии значат цвета?

Ребенок после года познает гамму цветов, начинает определять, связывать предмет и цвет предмета. А те люди, которые вдруг лишились физического зрения, но успели познать разнообразие цветов, связывают иногда запахи и звуки с определенными цветами. Что это? Кожное зрение? Внутреннее зрение? Попробуем разобраться.

Сибирские шаманы относились к гамме цветов как к инструменту воздействия на психику человека. Известный цветовой тест Люшера раскрывает значения цветов для человека. Длина световой волны, воспринимаемая нами как конкретный цвет, имеет свою частоту. Частота, заданная величиной колебания, через колбочки сетчатки глаза воспринимается в коре головного мозга. Ветвь зрительного нерва ведет прямо к среднему мозгу и к гипофизу, оказывает влияние на гормональную регуляцию и резонирует (или не резонирует) с частотной характеристикой импульсов, которые генерирует сам мозг (точнее, лимбическая система). Если частоты совпадают - нам нравится этот цвет; если нет, то цвет мы отвергаем. Так - схематически и в двух словах - можно описать сложный механизм взаимоотношения физиологии нервной системы и цвета.

Почему в русской традиции отдается предпочтение одежде из белого льна? Вроде бы, белый цвет нейтральный. Однако, по славянским народным представлениям, белый цвет - абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый - также - разрешение проблем, новое начало. Черный же цвет, как антагонист белого, выражает идею "ничто", ничто как абсолютный отказ, как смерть или как "нет" в боевом протесте (как концентрическое сгущение агрессивного упорства). Характерно, что знамена анархических и нигилистических союзов были черными.

Проблема влияния цвета в современной науке до сих пор не исчерпана. Известно, человек узнает цвет не только глазами, но и кожей. Поэтому цвет вашей одежды оказывает на вас влияние постоянно, даже если вы на себе ее не рассматриваете. Оказывается, нервное волокно является точным аналогом известных современным технологом световодов. В.П.Казначеев исследовал особенности прохождения лазерного луча в тканях организма человека и подтвердил обоснованность древних представлений, опубликованных семьей Рерих в начале 20 века о светоносности человека. Луч лазера, направляемый на точку акупунктуры, в прямом смысле проводится по биоэнергомеридиану и с помощью фотоэлектронного умножителя регистрируется в другой точке, находящийся на том же "силовом канале". Получается, что деревенские бабули с тремя классами церковно-приходской школы знали практическую сторону работы с цветом, и порой более углубленно. Известно также, что на воспаленный участок или рожистое воспаление надо накладывать красный шерстяной платок; а если у человека часто случались истерики, то иногда глаза завязывали зеленой тряпкой и сажали на некоторое время в стог свежескошенного сена. В современной науке известна методика А.Н.Леонтьева, результаты работ Д.Блохинцева и чешских исследователей по проблеме кожного зрения.

Разумеется, повседневная одежда, которую носили наши предки, была самых разнообразных цветов и оттенков, но что касается обрядовой - она была белого цвета, что помогало восприятию тайнодействия, происходящего на обрядах. Вышитый на рубахе красный (или реже - синий) орнамент, имеющий сакральные ключи ипостасей всесоздателя Рода, помогал слиться с Явью, отворенной на тайнодействии.

В "учении Живой Этики", вынесенным супругами Рерих из недр эзотерических орденов, содержится множество указаний на прямую связь между наблюдаемыми экстрасенсами расцветками ауральной энергооболочки человека и определенными психическими состояниями. Пурпур - торжественность, изумруд - мужество, рубин стойкость, сапфир - покой. Таковы метафоры "Агни Йоги", утверждающие единство цвета и души, световых энергий и психических процессов.

Красная же или, например, зеленая рубаха - как бы искажают цвет ауры, исходящий от человека, поэтому бывает трудно определить, имеет тот человек в синей рубахе духовную готовность к обряду или же помыслы его в смятении.

Круг, образуемый для требы - это единый помысел, обращенный к всесоздателю Роду или его множеству ипостасей - богов. При очищении места обряда порой очень отчетливо видны отпечатки ауры на белой одежде, и бывает, что приходится поработать индивидуально с тем, кто на данный момент не может избавится от суеты и разброда в мыслях и душе.

Однако для многих, кто приходит на обряд, немаловажно воплотить в нем и свое самовыражение. Мы все самовыражаемся каждый день. Как мы одеваемся каждый день - тоже наше самовыражение. Здесь можно привести некоторые данные о связи одежды и психического состояния того, кто ее носит.

При всяком притязании человека на абсолютное лидерство изменяется его чувство собственного достоинства, его самолюбие. Все, от мельчайших деталей одежды до выбора автомобиля, диктуется, прежде всего, идеей - "посмотри на мой автомобиль (и т.п.), чтобы ты понял, кто я такой". Если предметы одежды, украшения, автомобиль, обстановка дома и прочее служат всего престижными сигналами для самоутверждения, то это означает, что разумное и трезвое отношение к реальности таким человеком утеряно.

Р.Линон определил обязанности и права, которыми обладает человек в обществе, как и его статус. Пастух, например, имеет свой собственный статус, точно так же как и федеральный канцлер или президент. В соответствии с этим символы статуса меняют свое значение. Символы статуса являются знаками обязанностей и прав для ранга внутри общества. Каждый оценивает свой статус с позиции нужности, и порой пастух с большей гордостью носит свою папаху, чем император свою корону. Линкольн сказал: "люди счастливы примерно настолько, насколько они предполагают". Важно, что у человека должно быть сформировано здоровое отношение к жизни, чтобы через ощущения нужности человек понимал, что ему воздастся по делам его. Важно также и то, соразмерен ли его жизненный статус с его запросами.

Если серьезно говорить о социологическом определении понятия "статус", то ни автомобиль Роллс-Ройс, ни значок масонского клуба не являются истинными символами статуса. В отличие, например, от формы полицейского или значка дипломата. В первом случае - все это лишь сигналы ролей, так как они крайне мало говорят о правах и обязанностях, но говорят очень многое об иллюзорном самосознании этих людей.

В национальных костюмах сохранены и хорошо просматриваются все моменты характеристики личности, которые имели место у хозяина костюма. Однако, некоторые почему-то это не учитывают и считают - чем пестрее костюм, тем лучше. Конечно, каждый в своем повседневном костюме самовыражается. Но здесь для нас главное, чтобы не было чрезмерного стремления вносить дополнительные детали в стиль и орнамент одежды, а потом пытаться выдумывать и соразмеряться со своим, иногда надуманным, статусом.

Так, например, выбор одежды зеленого тона характеризует, что произошла чрезмерная самопереоценка, в желтых тонах - свобода, и тоже чрезмерная. Красный же цвет говорит об уверенности в себе, но иногда о наглости. Голубой цвет говорит о достигнутом удовлетворении или стремлении не выделяться. Серые цвета предпочитают те, кому присуща повышенная чувствительность или грубость (для такого человека важно достигнуть гармоничного постоянного состояния без напряжения и возбуждения, дающего удовлетворение и исполнение желаний).

Ваше право - самовыражаться в традиции. Ведь на то она нам и дана, традиция, чтобы изучать, чтить и проявляться в ней. Однако помните, когда приходите к Богам - излишества ни к чему.

Рубаха-долгорукавка и ее история | Журнал Ярмарки Мастеров

Долгорукавка (длиннорукавка)

Меня часто спрашивают, для чего женским рубахам такие длинные рукава. Кроме Царевны-Лебедь из сказок Пушкина, который писал их по подлинным знаниям и фактам, современному человеку о такой одежде мало что известно. Поэтому я решила дать краткую информацию, поскольку считаю данный вид женских рубах необыкновенно красивым, царственным и практичным одновременно.

ДОЛГОРУКАВКА — женская рубаха из шелка, парчи, коленкора, мадаполама, тонкого домашнего холста.

Покрой этих рубах аналогичен покрою женских рубах с прямыми поликами. Они отличались от последних только длиной и фор­мой рукавов. Рукава долгорукавок достигали в некоторых экземплярах до 3 м, однако обычно они доходили до конца подола сара­фана. Шились из одного сравни­тельно узкого полотнища ткани (около 40 см), которое расширялось от подмышки до запястья клином.

В русской деревне долгорукавки были праздничной одеждой, надевавшейся с сарафаном, душе­греей в особенно торжественные дни. Белые долгорукавки надева­лись также невестой во время девичника, когда она исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили крестьяне, «убивалась». В этом случае долгорукавки назывались убивальницами.

Существовало три манеры ношения рубахи-долгорукавки. В одних селах женщины собирали рукава в мелкие горизонтальные сборки, закреп­ляя рукав на руке узкими браслетами из ткани. В других деревнях на рукаве прорезалось отверстие для кисти, сам же рукав спускался вниз.

При такой манере ношения женщина должна была держать руки сложенными. Во время свадебного причета невеста распускала рукава долгорукавки-убивальницы так, что кисть руки не была видна. Сидя за столом, она всплескивала длинными рукавами, ударялась ими об стол, плакала, пела печальные песни.

В XVIII—XIX веках долгорукавки были распространены на русском севере, в Центральной и местами Южной России. Они надевались с сарафаном, душегреей, венцом или кокошником. Однако одежда с длинными, спускавшимися до полу рукавами была известна еще в Древней Руси не только на севере Европейской части, но и в южных районах — в Киеве, Чернигове. В эпоху средневековья длинные рукава можно было увидеть у многих предметов одежды: шуб, однорядок, охабней, телогрей, опашней и т. д.

как сложился русский народный костюм, картины, фотографии.

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Читайте также:

Понева

Женский костюм. Понева

Женский костюм. Понева

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века

Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский костюм. Красный цвет

Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

Красивая одежда что рекомендательное письмоМузей кружеваДом елецкого кружеваПлатки и шали в русском народном костюмеМосковский историко-этнографический театрФольклорно-этнографический театр «Кресень»

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных - лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Символика нательной рубахи в русской народной традиции » Перуница

Символика нательной рубахи в русской народной традиции глубока и интересна. В обыденной жизни рубаха была основной формой одежды, из льняного полотна шили и мужские, и женские рубашки, украшая их ткаными орнаментами и вышивкой. Древнерусские рубы были прямого покроя, туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотна.

Рукава делались узкими и длинными, у женских рубах они собирались в складки у запястья и закреплялись браслетами (поручами). Во время ритуальных танцев, в обрядовых действиях рукава распускались и служили орудием колдовства. Об этом, кстати, повествует русская народная сказка о Царевне-лягушке.

В описании иностранца (конца XVII в.) говорится: «Они (русские — С. Ж.) носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их , сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают 8 или 10 локтей, сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изысканными и дорогими запястьями». Орнаментированные вышивкой и ткачеством рубахи упоминаются и в «Слове о полку Игореве» — замечательном памятнике средневековой русской культуры.

В своем плаче Ярославна хотела бы полететь кукушкой по Дунаю, смочить «бе брян рукав» (т. е. украшенный браным орнаментом) в Каяле реке и вытереть им кровавые раны мужа — князя Игоря. Магическая сила, сосредоточенная в рукавах рубахи, в алых орнаментах, должна излечить, зарубцевать раны, наполнить тело крепостью, принести здоровье и удачу.

Рубаха-долгорукавка изображена на серебряных с черневым рисунком ритуальных браслетах, предназначенных для плясок на русалиях, найденных в разных концах Руси (Киеве, Старой Рязани, Твери). Относящиеся к XII—XIII векам, эти браслеты-наручи изображают те обрядовые действа, о которых церковь говорила: «Грех есть плясати в русалиях», «се же суть злыя и скверные дела - плясанье, гусли... игранья неподобные русалья», «пляшущая божена -любовница диаволя... невеста сотонина».

Б. А. Рыбаков отмечает, что: «Браслеты предназначались не для парадного наряда, предусматривающего появление княгини или боярыни в храме, и не для простого повседневного убора, а для торжестве иного, но,очевидно,потаенного участия в прадедовских обрядах».

Ритуальное значение орнаментированных длинных рукавов подчеркивается на браслете из Старой Рязани тем, что изображенная здесь женщина, выпивая на языческом русальском празднике ритуальную чашу, берет ее через спущенный длинный рукав, в то время как мужчина держит чашу открытой ладонью.

До конца XIX века сохранялась в Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Московской губерниях традиция использования рубах-долгорукавок, имеющих рукава до двух метров с прорезями-«окошками» для рук как праздничной и свадебной одежды. Возвращаясь вновь к сказке о Царевне-лягушке, стоит вспомнить, что именно на подлинной свадьбе ее и Ивана-Царевича, где Царевна-лягушка впервые предстает перед мужем и его родственниками в своем настоящем облике Василисы Прекрасной, она совершает ритуальную колдовскую пляску. После взмаха распущенного правого рукава появляется озеро, после взмаха левого — птицы лебеди. Таким образом, героиня сказки совершает акт творения мира. Она, как и женщина на браслете XII—XII веков, танцует танец воды и жизни. И это вполне естественно, так как свадьба еще с ведических времен воспринималась как космическое действо — союз солнца и месяца.

Интересно, что в ведическом свадебном обряде жених, приподнося невесте нижнюю рубаху, говорил: «Живи долго, носи одежду, будь защитницей человеческого племени от проклятия. Живи сто лет, полная силы, одевайся ради богатства и детей, благословленная жизнью, вложенной в эту одежду». Такой текст закономерен, ведь, как было отмечено ранее, орнамент ткани воспринимался в данной традиции как сакральная речь, хвалебная песнь, как способ постижения вселенского закона.

Н. Р. Гусева отмечает, что в «Атхарваведе» есть обращение к богам «с просьбой облачить жертвователя в некое символическое одеяние, в которое боги облачают друг друга и которое дарует долголетие, власть, богатство и процветание». О том, что это рубашка, свидетельствуют строки Ригведы, говорящие «о прекрасных, хорошо сделанных нарядах», а также о женщине, распарывающей шов, о брачной рубашке и свадебном платье .

Н. Р. Гусева считает, что «особенно ценными здесь являются, конечно, упоминания о шве и рубашке», т. к. в отличие от субстратного населения Индостана — дравидов, носившего несшитую одежду, арьи носили одежду сшитую7. Она также подчеркивает, что: «В «Ригведе» встречается и такое название одежды как «атка» — «рубаха», образованное от глагольного корня «ат» — «постоянно двигаться, тянуться, идти». От этого же корня происходит слово «атаси» — «лен» и «атаса» — «льняная одежда». Это ценное указание на то, что арьи знали лен.

Об этом же говорит и предписание Законов Ману, повелевающее целомудренным ученикам брахманов носить одежду из льна, пеньки и овечьей шерсти. Здесь упоминается и профессия портного, что говорит о существовании сшитой одежды»8. Исходя изданных Ригведы, мы можем предположить, что именно в орнаменте заключалось то, благодаря чему рубашка могла «даровать долголетие, власть, богатство и процветание».

Символика нательной рубахи в русской народной традиции
Образцы орнаментов. Браное ткачество. XIX в. Вологодская губ.

О том, что в Древней Индии существовала орнаментация тканей, свидетельствует наличие мастеров по вышивке, набойке, узорному ткачеству и аппликации в древних перечнях середины и конца I тыс. до н. э. («Артхашастра»). А так же то, что индийская вышивка в технике «чикан», где используется много разных швов: двухсторонняя штопка, плоская и выпуклая гладь, стебельчатый и обметочный швы, выполненные на белой ткани белыми же нитками, абсолютно идентична севернорусской вышивке «чекан», столь характерной для Олонецкой губернии.

«На севере Индии вышивкой чикан покрывают мужские белые рубахи местного покроя - длинные без воротника, с прямой застежкой, с длинными прямыми рукавами и с карманами, вшитыми в боковые швы. Вышивка обычно наносится вокруг горловины и застежки рубахи, иногда на края рукавов и по краю карманов. Вышивкой чикан украшают женские пайджамы и рубахи, а также скатерти, салфетки, наволочки, простыни, тонкие занавески на окна, уголки носовых платков и т. п.», - пишет Н. Р. Гусева.

На Русском Севере вышивкой «чекан» украшали подзоры свадебных простыней, концы полотенец, т. н. «жениховы платы» и т. д. Техника настильной глади из Гуджарата удивительно похожа на севернорусскую настильную гладь, широко распространенную в Олонецкой губернии. Эти примеры можно продолжать долго, так как имеется огромное количество композиционных схем вышитого и тканого орнамента, абсолютно идентичных в Индии и на Русском Севере: это и богини с поднятыми вверх руками, это и всевозможные утицы и павы, и воспетые Ригведой:

«С единой двое
на птицеконях
странников двое
странствуют вместе»

это и постоянно повторяющиеся композиции из четырех свастик, которые соотносятся с понятием «аскезы пяти огней», т. е. стояния жреца между четырьмя кострами в виде свастик под лучами солнца (пятый огонь).

НИТЬ ЗНАНИЯ

Русский Север — удивительный, сказочный край. Он воспет в наших древних песнях, былинах, преданиях и легендах. И не только в них. О далекой северной стороне Гиперборее, что лежит близ берега холодного Кронийского океана, рассказывают и самые древние мифы Греции. Они поведали нам о том, что именно здесь, за суровым северо-восточным ветром Бореем, находится земля, где растет чудесное дерево с золотыми яблоками вечной юности. У подножия этого дерева, питая его корни, бьет ключ живой воды — воды бессмертия.

Сюда, за золотыми яблоками дево-птиц Гесперид, отправился когда-то герой Геракл. На далеком севере, в Гиперборее, у Тартессы — «града, где спят чудеса всего мира, пока им не прийдет срок родиться и выйти к смертным на землю», ждал Геракла золотой челн Солнца. И это не удивительно, ведь Гиперборея — родина солнечного Аполлона и сюда его, согласно древнегреческому мифу, каждое лето приносили белоснежные крылатые кони-лебеди.

Но не только древние греки в своих преданиях воспели далекий северный край. Из глубины тысячелетий звучит этот гимн земле, лежащей у северной границы мира, близ берегов Молочного (Белого) моря: «Над злом возвышается та страна, а потому Вознесенной зовется! Считается, что она посредине между востоком и западом... Это вознесенного Золотого Ковша дорога... В этом обширном северном крае не живет человек жестокий, бесчувственный и беззаконный... Там мурава и чудесное древо богов... Здесь Полярную Звезду укрепил Великий Предок... Северный край «вознесенным» слывет, ибо он возвышается во всех отношениях». Такими проникновенными словами повествует о далеком приполярном севере древнеиндийский эпос «Махабхарата».

Русский Север — его леса и нивы не топтали орды завоевателей, его свободный и гордый народ в большинстве своем не знал крепостного гнета, и именно здесь сохранились в чистоте и неприкосновенности Древнейшие песни, сказки, былины Руси. Именно здесь, по мнению многих исследователей, сохранились такие архаические обряды, ритуалы, традиции, которые древнее не только древнегреческих, но даже и зафиксированных в Ведах, самом древнем памятнике культуры всех индоевропейских народов.

БЕЛАЯ ИНДИЯ

Великий бог Индра — могучий воин-громовержец — разделил своей властью небо и землю, надев их на невидимую ось как два колеса. И с тех пор звезды кружатся над землей по кругам, а укреплена эта ось в небе Полярной звездой (Дхрувой — «нерушимой, неколебимой»). Такие астрономические представления, конечно же, не могли возникнуть в Индии. Только в полярных широтах во время полярной ночи видно, как звезды описывают около стоящей неподвижно Полярной звезды свои суточные круги, создавая иллюзию круга неба над кругом земли, скрепленных, как колеса, неподвижной осью.

В гимнах Ригведы и Авесты говорится о том, что на родине арьев полгода длится день и полгода — ночь, а «год человеческий — это один день и одна ночь богов». Естественно, жизнь вдали от Северного полюса не могла породить представления о долгой полярной ночи и дне, длящемся полгода. Как не могли люди, живущие вдали от севера, воспеть зарю такими словами:

«По правде, это было много дней,
В течение коих до восхода солнца
Ты, о заря, была видна нам!
Многие зори не просветлились до конца,
О, дай, Варуна, нам зари до света прожить».

Здесь певец древнего арийского гимна обращается к могущественному владыке небесного океана, хранителю космического закона и правды на земле богу Варуне (Паруне) с просьбой помочь пережить длинную тридцатидневную зарю и дожить До дня. Он просит:

«О, дай нам, длинная темная ночь,
Конец твой увидеть, о ночь!»

Интересно, что и в Ведах, и в Авесте сохранились воспоминания о полярной ночи, которая длится не более 100 дней в году. Так, в индийском богослужении есть обряд подкрепления бога-воина и громовержца Индры ритуальным хмельным напитком «сомой» во время его борьбы за освобождение солнца от плена, которая длится сто суток. В древне-иранской священной книге Авесте, где также рассказывается о борьбе бога-воина Тиштрьи за солнце, жрецы подкрепляют его питьем сто ночей. Надо сказать, что предание о борьбе за освобождение солнца от долгого плена, идея которой могла быть внушена лишь полярной ночью, является одним из ведущих во всей мифологии Вед.

Среди удивительных феноменов земли арьев, описанных в Ведах и Авесте, есть один, исключительно важный, который уже почти столетие привлекает к себе самое пристальное внимание исследователей -это священные горы прародины арьев: Меру - в индийских преданиях, Хара — в иранских. Вот что поведали о них древние предания.

На севере, где находится «чистый, прекрасный, кроткий, желанный мир», в той части земли, которая «всех других прекрасней, чище», обитают великие боги: Кубера — бог богатства, семь сыновей бога-творца Брахмы, воплотившихся в семь звезд Большой Медведицы, и, наконец, сам владыка Вселенной Рудра-Хара — «носящий светлые косы», «камышеволосый, русобородый, лотосоголубоокий, всех существ Предок» 8.

Для того, чтобы достичь мира богов и предков, надо преодолеть великие и бескрайние горы, которые протянулись с запада на восток. Вокруг их золотых вершин совершает свой годовой путь солнце, над ними в темноте сверкают семь звезд Большой Медведицы и расположенная неподвижно в центре мирозданья Полярная звезда.

С этих гор устремляются вниз все великие земные реки, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие - на север, к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери. Но не дано простым смертным всходить на них, лишь самые мудрые и смелые переступали этот предел и уходили навеки в блаженную страну предков, берега которой омывали воды Молочного океана.

Горы, отделяющие север и белопенное море от всех остальных земель, названы в гимнах Веды хребтами Меру, а величайшая из них — Мандарой. В Авесте — это горы Хара с их главной вершиной — горой Хукайрья. И также, как над горами Меру, над Высокой Харой сверкают семь звезд Большой Медведицы и Полярная звезда, поставленная в центре мирозданья.

Отсюда, с золотых вершин Высокой Хары, берут начало все земные реки и величайшая из них — чистая река Ардви, ниспадающая с шумом в белопенное море Воурукаша, что значит «имеющее широкие заливы». Над горами Высокой Хары вечно кружит «Быс-троконное» солнце, полгода длится здесь день, а полгода — ночь. И только смелые и сильные духом могут пройти эти горы и попасть в счастливую страну блаженных, омываемую водами белопенного моря-океана.

Вопрос о том, где эти горы, долгое время никак не разрешался. Было высказано предположение, что создатели Авесты и Ригведы воспели в своих гимнаххребты Урала10. Да, действительно, Уральские горы находятся на севере по отношению к Индии и Ирану. Да, богат Урал золотом и самоцветами, далеко к замерзающему северному морю протянулся он. Но только и Авеста, и Ригведа, и античные историки постоянно повторяли, что священные Хара и Меру, Рипейские горы протянулись с запада на восток, а Урал ориентирован строго с юга на север.

Все — и Авеста, и Веды, и Геродот, и Аристотель — утверждали, что великие северные горы делят землю на север и юг, а Урал — граница запада и востока. И, наконец, не берут начало с Урала ни Дон, ни Днепр, ни Волга, не являются отроги Урала той границей, где разделяются земные воды на текущие в белопенное северное море и впадающие в южное море. Так что Урал, видимо, не разрешил древнюю загадку. Однако здесь не все так просто. Дело в том, что привычный для нас сегодня единый Уральский хребет стал называться так только с середины XVIII века (от башкирского названия Южного Урала — Уралтау).

Северная же часть Уральских гор издавна называлась «Камнем» или «Земным поясом». В отличие от Южного Урала, протянувшегося с севера на юг в меридианальном направлении, Приполярный Урал (Камень) — наиболее возвышенная и широкая часть Урала, где отдельные вершины поднимаются более чем на 1800 м. над уровнем моря, а общая ширина горной полосы достигает 150 км. (на 65" с. ш.), имеет северо-восточное широтное направление.

От так называемых «трех камней» отходит Ти-манский кряж, который лежит на одной широте и — что крайне важно здесь отметить — объединяется с Северными Увалами — еще одной возвышенностью, протянувшейся с запада на восток. Именно здесь, на Северных Увалах, находится главный водораздел бассейнов северных и южных морей.

Выдающийся советский ученый Ю. А. Мещеряков называл Северные Увалы «аномалией Русской равнины» и, говоря о том, что более высокие возвышенности (Среднерусская, Приволжская) уступают им роль главного водораздельного рубежа, делал следующий вывод: «Среднерусская и Приволжская возвышенности возникли лишь в новейшее время (неогенчетвертичное), когда Северные Увалы уже существовали и были водоразделом бассейнов Северных и Южных морей». И даже более того, еще во времена каменноугольного периода, когда на месте Урала плескалось древнее море, Северные Увалы уже были горами ".

Северные Увалы — главный водораздел рек севера и юга, бассейнов Белого и Каспийского морей — находятся там, где на карте Птолемея (II в н. э.) помещены Гиперборейские (или Рипейские) горы, с которых на этой карте берет начало Волга,.названная древним авестийским именем Ра или Рха.

С.В. Жарникова, кандидат искусствоведения.

Русская рубаха

Сегодня наш разговор пойдет об истории русской традиционной мужской рубахи с раннего средневековья и до наших дней.

Само слово «рубаха» однокоренное со словом «рубить» корня «РЪБ», что имело значение «строить, кроить, оформлять». Еще одно слово, которым называется мужская нательная одежда, — «сорочка», «сорочица», «срачица», — употребляется в значении «одежда, крестьянская рубаха». Одно из самых известных названий, встречающихся в современности, — «косоворотка».

На территории будущего древнерусского государства проживали восточнославянские племена, каждое из которых обладало собственным характерным набором деталей одежды. Есть попытки реконструкции внешнего вида древних славян, но подробнее на этом мы не будем останавливаться, а перейдем непосредственно к мужским рубахам периода древнерусского государства.

 

Рубаха в Древней Руси

На сегодняшний день мы имеем немного источников по мужским рубахам в средневековье, тем не менее по ним можно составить представление о древнерусской одежде.

Исследователь Сабурова М.А. провела подробное исследование [1] мужских погребальных рубах XI-XII веков, найденных на территории Владимиро-Суздальского княжества. Их особенность заключается в том, что сохранились лишь фрагменты с вышивкой: воротники, подолы, манжеты (в иных случаях, располагавшиеся пуговицы указывали на наличие ворота). Затруднение вызывает восстановление кроя рубахи. Исследователи предполагают, что она имела туникообразный крой, который прослеживается в более поздние времена и дошел до наших дней в традиционной одежде (рис. 1). Аналогичный крой имел место у наших северных соседей — скандинавов.

Рис. 1. Прямой туникообразный крой

Туникообразные рубахи имели как круглый, прямоугольный, либо трапециевидный вырез голошейкой, то есть без воротника-стойки, так и круглый вырез с воротником-стойкой, исследователи объясняют это византийским влиянием. Неслучайно, сохранившаяся до наших дней далматика XII века из венского музея, сшитая по византийской моде, имеет аналогичный разрез и украшения. По всей видимости, византийская мода была распространена во Владимирском княжестве и в древнерусских землях (рис 2). Большая часть воротников имели разрез слева, за редким исключением — справа или посередине. (Вот где начинается история косоворотки!)

Рис. 2. Византийская далматика ХII века

Найденные фрагменты состоят из шелковой ткани, поверх которой нашит золототканый позумент, либо выполнена вышивка золотыми или шелковыми нитками, пуговицы как правило бронзовые, с позолотой и без. В основу стоек нередко закладывалась береста или кожа, образуя жесткий стоячий воротник.

Сама ткань рубах была растительного происхождения (лен, крапива) либо из шелка.

Аналогичные фрагменты встречаются также и в Новгородской земле, В частности, фрагмент рубахи из погребения XIII века в Софийском соборе, украшенный сюжетом вознесения Александра Македонского (рис. 3) и фрагмент стойки рубахи Владимира Ярославича (рис. 4).

Рис 3. Погребальный фрагмент ХII-ХIII векаРис 4. Погребальный ошейник Владимира

Само собой, что такие богато украшенные рубахи принадлежали знати, однако и крестьяне, и иные категории населения носили аналогичную по крою одежду, но имеющую отличие в материале и богатстве отделки. Представление о том, как выглядели подобные рубахи, мы можем получить из одной из псковских книжных миниатюр XIII века: на ней запечатлен отдыхающий крестьянин в туникообразной рубахе с прямоугольным воротом и разрезом сбоку (рис. 5). Украшались такие рубахи чаще всего растительным или простейшим орнаментом (рис. 6-8).

Рис 5. Отдыхающий крестьянинРис 6. Фрагменты одежды из Суздальких погребенийРис. 7. Фрагмент вышивкиРис 8. Фрагмент вышивки

 

Рубаха в Позднем Средневековье

Для эпохи XV-XVII века у нас гораздо больше источников, в том числе целых вещей, благодаря которым мы можем узнать и крой, и декор изделий. Большая часть экземпляров найдена в процессе раскопок на территории московского кремля и хранится в музеях московского кремля и в ГИМе.

Одна из последних находок (2007 год) относится к XV веку (рис. 9). Это туникообразная рубаха с круглым вырезом и разрезом посередине, на которой мы можем видеть фрагмент подоплеки — куска ткани, который пришивался изнутри рубахи, предохраняя её от истирания. Аналогичный приём сохраняется и до наших дней в традиционных рубахах разных регионов.

Рис 9. Рубаха ХV века

Большой набор разных рубах, найденных в процессе раскопок, относящихся к XVI-XVII векам, являют собой туникообразные рубахи с подклинками, длиною до колен, между боковыми деталями и рукавом вставлена квадратная ластовица. Форма воротника чаще всего голошейки (без ворота-стойки). Встречается с прямоугольным/квадратным вырезом и разрезом сбоку, как в более раннюю эпоху (рис. 10-11), так и с круглым воротом и разрезом посередине (рис. 12).

Рис 10. Рубаха XVII века из ГИМаРис 11. Рубаха XVII века из ГИМа, фрагмент вышивки (реконструкция)Рис. 12. Схема кроя мужских рубах ХV-XVII веков

Отличительной особенностью рубах этой эпохи, как отмечает исследователь И.И. Елкина (более подробно вы сможете узнать из статьи И.И. Елкиной [2]), является наличие застежек-разговоров, выполненных либо из свернутой ткани, либо из сплетенного из ниток сутажа, одна сторона которого образовывала пуговицу, а другая — петлю. Располагался разрез как сбоку (рис. 13, 14), так и посередине (рис. 15, 16).

Рис 13. Рубаха из безымянного погребенияРис 14. Детская рубашка из ГИМа с разрезом слева. РеконструкцияРис 15. Рубаха Федора БельскогоРис 16. Рубаха Федора Иоанновича

Также в швах рубахи имелась тесьма из красной ткани либо прошивка из сутажа, служившая украшением. Обязательным было наличие подоплеки на всех рубахах. В некоторых случаях воротник и манжеты могли украшаться золотной или шелковой вышивкой в технике тамбур (рис. 17,18,19, 20). На подоле рубахи делался разрез для удобства шага. Материалами для рубахи служили растительные ткани белого цвета либо шелк.

Рис 17. Рубаха из царских погребенийРис 18. Вышивка на рубахе из погребенияРис 19. Фрагменты сохранившихся воротниковРис 20. Фрагмент вышивки манжета

Среди исследователей есть мнение, что это погребальные рубахи, отличающиеся от повседневных. Однако всё же возобладает мнение о традиции хоронить в лучших/праздничных/свадебных рубахах в средневековье. Примечательно и  то, что согласно описаниям иностранцев (например, Д. Флетчера, бывшего в Москве в 1589 году) имел место обычай носить две рубахи — нижнюю («срачица»), выполненную из легкой ткани без украс, и верхнюю («вершница»), которая была изукрашена шитьем. Такой обычай имел место и с раннего средневековья.

 

Мужские рубахи в Новое время (XVIIIXIX века)

От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.

Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.

Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.

Рис. 21. Рубаха поляков АлтаяРис 22. Рубаха каменщиков Алтая

В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.

Рис 23. Мужская шелковая туникообразная рубаха жителя уральских заводов XIX века. Реконструкция

Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).

Рис 24. Комплекс пермских старожилов. Вид спереди. РеконструкцияРис 25. Комплекс пермских старожилов. Вид сзади. РеконструкцияРис 26. Поморцы Прибалтики, конец XIX векаРис 27. Рубаха с косой планкой. С. Голубковское, Алапаевского р-на Свердловской областиРис 28. Шелковая рубаха с косой, планкой и кармашком под часы. Начало XX века. Село Коптелово, Алапаевский р-он Свердловской области

Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30). 

Рис 29. Повседневная пестрядиная рубаха туникообразного покроя, начало XX века. Режевской исторический музейРис. 30. Праздничная рубаха с вышивкой в технике гладь. Начало XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедник

Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.

Рис 31. Сибирский крестьянин-смотритель в рубахе на кокекте. 1890 г.

Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.

Рис 32. Молельная рубаха из с. Захарово Пермского края. Поповцы. Начало XX века

Мужские рубахи в XX и в XXI веках

В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.

Рис 33. Поздняя рубаха, состоящая из двух деталей, с плечевым швом и фигурным рукавом. Музей села Голубковское. Алапаевский р-он Свердловской области

Это связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.

Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).

Рис 34. Поздняя рубаха из с. Быньги со втачным рукавом

В 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).

Рис 35. Шелковая рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедникРис 36. Рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Музей села Голубковское, Алапаевский р-он Свердловской обл.Рис. 37. Староверы штата Огайо. Конец XX века

Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».

В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.

Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!


Автор: Вячеслав Печняк


[1] Источник исследования: https://vk.com/doc165866026_408492849?hash=ce3409741eef1a52ca&dl=380f81e282dc59d5ab
[2] Источник статьи: https://io.ua/17605713p

Происхождение слова рубаха. Этимология слова рубаха

Руба́ха. Образовано от руб — «грубая одежда» (эта же основа дала и рубище — «ветхая одежда»). Руб является производным от глагола рубить.

Происхождение слова рубаха в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

руба́ха, от руб, руби́ть (см.), ср. Уленбек, РВВ 35, 177; Ильинский, РФВ 74, 121.

Происхождение слова рубаха в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Руба́ха. Искон. Суф. производное от общеслав. *rǫbъ. Ср. диал. руб «одежда из грубой ткани», сербо-хорв. руб «шов», н.-лужицк. rub «грубая ткань», «одежда», латышск. rùobs «зарубка», нем. Rant «край, кайма». Ср. подрубить «подшить». Рубаха буквально — «подрубленная одежда (с каймой)».

Происхождение слова рубаха в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова рубаха в толковых словарях.

Что означает красная рубашка? красная рубашка Определение. Значение красной рубашки. OnlineSlangDictionary.com

Google наказывает этот сайт в его поисковом рейтинге в течение лет и Google Об этом соврал сотрудник . Поскольку они почти уничтожили этот сайт, я собираюсь начну публиковать подробности в понедельник 17 августа моего разговора с Google сотрудник, который тайно сообщил мне о взыскании. Это завершится моим выпуском файл MBOX, включая полные заголовки.Подробнее здесь. Google наказывает этот сайт в его поисковом рейтинге в течение лет и Google Об этом соврал сотрудник . Поскольку они почти уничтожили этот сайт, я собираюсь начну публиковать подробности в понедельник 17 августа моего разговора с Google сотрудник, который тайно сообщил мне о взыскании. Подробнее здесь. Google наказывает этот сайт в его поисковом рейтинге в течение лет и Google Об этом соврал сотрудник .я собираюсь начну публиковать подробности в понедельник 17 августа моего разговора с Google сотрудник, который тайно сообщил мне о взыскании. Подробнее здесь. Google наказывает этот сайт в его поисковом рейтинге в течение лет и Google Об этом соврал сотрудник . Подробности моего разговора с Google Сотрудник, который тайно сообщил мне о штрафе, стартует в понедельник, 17 августа. Подробнее здесь. Google в течение многих лет лгал о наказании против этого сайта.Мой разговор с сотрудником Google, который рассказал мне о взыскании, начинает пропадать 17 августа. Подробнее здесь.

существительное

  • Тот, кто может быть замучен, часто тот, чей собственный характер или роль незначительны. происходит из оригинального сериала «Звездный путь», где в любой планетарной экспедиции любой персонаж в красной рубашке , скорее всего, погибнет, чтобы создать драму и интригу.

    Последний раз редактировалось 21 февраля 2005 г.Представлено Тони Ф. из Анн-Арбора, Мичиган, США. 21 февраля 2005 г.


Сленговые термины с одинаковым значением

Ничего не найдено.

Сленговые термины с одинаковыми корневыми словами


Пользуюсь (14)
Больше не использовать (0)
Слышал, но никогда не использовал (4)
Никогда не слышал (2)

Среднее число 10 голосов: 7% (Смотрите самые пошлые слова.)


Наименее пошлый Самый пошлый

Ваш голос: Нет (Чтобы проголосовать, нажмите на перец. Голосуйте как пошлый это слово - не то, что оно означает.)

JavaScript должен быть включен для голосования.


Наименее пошлый Самый пошлый

Зарегистрированные пользователи могут добавлять себя на карту.Войдите, зарегистрируйтесь, войдите мгновенно через Facebook.

Чтобы добавить ссылку на этот термин на веб-странице или в блоге, вставьте следующее.

красная рубашка

Чтобы добавить ссылку на этот термин в вики, например Википедии, вставьте следующее.

[http://onlineslangdictionary.com/meaning-definition-of/red-shirt красная рубашка]

Некоторые вики используют другой формат для ссылок, поэтому обязательно проверьте документацию.

.

Красная рубашка - определение красной рубашки по The Free Dictionary

Кто-то отошел от окна, и через минуту или две послышался звук открывающейся двери коридора, затем щелкнула защелка входной двери, и высокий седобородый крестьянин в тулупе, накинутом поверх своей белой одежды. праздничная рубашка, протолкнувшись, прижав дверь к ветру, за ним последовал парень в красной рубашке и высоких кожаных сапогах.

«Петрушка, иди, открой калитку!» - добавил он, обращаясь к парню в красной рубашке.

Найти одежду казалось непростой задачей; но Тип смело обыскал большой сундук, в котором Момби хранила все свои памятные вещи и сокровища, и в самом низу он обнаружил несколько фиолетовых брюк, красную рубашку и розовый жилет, испещренный белыми пятнами. Вокруг нас патрулируют полицейские катера. все время, и это столько, сколько стоит морская свобода показать себя в красной рубашке. Эти полицейские следуют за лодкой старшего офицера от берега к кораблю и с корабля на берег и зорко следят за его мрачными маневрами.В соседнем дверном проеме мелькнула красная рубашка; исчезающее видение пары высоких сапог и синего комбинезона в другом; резкий отрыв кудрявой светловолосой головы из окна без створок, сережки в его каштановых ушах, белые зубы, освещающие его нелепое смуглое лицо, густые черные волосы, собирающиеся вокруг его коричневого горла, рваная красная рубашка расстегнута на его коричневой груди. Красная рубашка и длинная черная борода Оливье развевается, когда он стоит, его широкополая шляпа в руке.Узнав это место, он остановился, оглянулся и обратился к молодому парню в красной рубашке, который стоял с зиянием перед лавкой торговца кукурузой. Комбреро, красные рубашки и индейцев с перьями можно было увидеть редко; но повсюду были шелковые шляпы и черные пальто, которые носило множество нервно активных мужчин с джентльменской внешностью. Они были смуглыми и дикими; они носили пояса и красные рубашки; и я знал, что у них есть ножи; И они окружили меня, как пиратский хор. Через две минуты на них были надеты красные рубашки и каски - официально они никогда не шевелились в неофициальных костюмах - и когда массовое собрание над головой прорвалось через длинный ряд окон и вылилось на Крыша аркады, доставщики были готовы к ним мощным потоком воды, который смыл часть из них с крыши и чуть не затопил остальных.В гостевой форме, напоминающей о победе на чемпионате мира 1966 года, есть красная рубашка с затемненными рукавами, красные шорты и синие носки. .

красная рубашка - Викисловарь

английский [править]

Альтернативные формы [править]

Существительное [править]

красная рубашка ( множественное число красные рубашки )

  1. Второстепенный персонаж или член группы, особенно тот, который можно использовать или который может быть убит.
    • 2000 , Терри Дж. Эрдманн и Паула М. Блок, Deep Space Nine Companion , → ISBN , стр. 44:

      Путешественники знали, что если « красная рубашка » - это не обычный Участник актерского состава в красной тунике Звездного Флота был назначен на десант с капитаном Кирком, шансы были очень высоки против его возвращения с этой миссии.« Красные рубашки, » были расходным материалом для съемочной группы, и зрители никогда особо не удивлялись, если бедные невинные люди были уничтожены к концу эпизода.

    • 2007 , Дана Стабенов, Глубокий сон , → ISBN , стр. 174:

      Но Хауи был всего лишь пешкой в ​​этой войне, пехотинцем, красной рубашкой .

    • 2014 , Михаил Лерма, Z-Plan 2: Red Tides , → ISBN :

      Однако он был не более чем еще одной красной рубашкой .Майкл все еще пытался представить, что проносилось в голове того парня, когда он бросился головой в толпу, его крики славы быстро превратились в крики ужаса, когда они разорвали его на части.

  2. Моряк, чья работа заключается в ведении боевых действий на авианосце.
    • 1988 , Пилот AOPA: Голос авиации общего назначения - Том 31, Часть 2 , стр. 47:

      Красные рубашки касаются оружия и аварийно-спасательных операций.

    • 2001 , Винн Ф. Фостер, Пожар на ангарной палубе: Испытание Орискани , стр. 7:

      Жерве был в красной рубашке , член экипажа ночных артиллерийских орудий, который для удобства носил красное визуальная идентификация обработчиков боеприпасов.

    • 2016 , Роберт Бейкер, The Flight of the Sparrow , → ISBN :

      Когда я выходил из COD, я увидел « красная рубашка » с большими черными буквами GM на лицевой стороне и сзади за рубашку, чтобы поприветствовать меня, одолжить мне уши Микки Мауса и протянуть руку с моим снаряжением.

  3. Альтернативная форма Красная рубашка
    1. Член UDD.
      • 2014 , JJ Stone, Bungee Love , → ISBN , page 283:

        Что ж, сегодня это было не так просто, потому что красных футболок устроили большой митинг в Бангкоке в эти выходные.

      • 2016 , Альфред Герстль и Мария Страшакова, Нерешенные пограничные, сухопутные и морские споры в Юго-Восточной Азии , → ISBN :

        Во время правления желтых рубашек позиция Таиланда по отношению к храму Преа Вихеар была более националистической, в то время как красных рубашек , лидеры которых поддерживали тесные связи с лидерами Камбойды, также были инициаторами механизмов сотрудничества и развивали теплые связи с Камбоджей.

      • 2017 , Том Мун Маллинс, Я искал убежища в красных рубашках , → ISBN , стр. 15:

        Подойдя к центру МБК в Сиаме, он заметил около дюжины охранников в красной рубашке стояла за мешками с песком и за деревянным забором, который выглядел как вход.

    2. Последователь Гарибальди.
      • 1865 , Альберто Марио, Красная рубашка: Эпизоды , стр. 253:

        Наши гарибальдийцы, красные рубашки , здесь?

      • 2003 , Ричард Моррис, Последние колдуны: Путь от алхимии к Периодической таблице , → ISBN :

        « красных рубашек » во главе с Джузеппе Гарибальди уже освободили Сицилию.

      • 2013 , Джейкоб Ф. Филд, Мы будем сражаться на пляжах: речи, вдохновившие историю , → ISBN :

        В 1860 году он и его красных рубашек захватили Сицилию.

  4. Используется не в переносном или идиоматическом смысле: см. красный, рубашка.
.

определение красной рубашки | Словарь английских определений

рубашка


n

1 одежда для ношения на верхней части тела, особенно. мужчинами, обычно из легких материалов, с воротником и рукавами и застегивающимися спереди

2 короткий для → ночная рубашка → майка

3 ♦ не снимай рубашку
Неформально воздерживайся от гнева (часто используется как призыв к другому)

4 ♦ положить или потерять рубашку на
Неформально сделать ставку или проиграть все, что у вас есть (лошадь и т.)
(древнеанглийский scyrte; относится к староанглийскому sceort short, старонорвежская юбка skyrta, средневерхненемецкий фартук schurz)

Вареная рубашка
n
Неформальная классическая рубашка с жесткой передней частью

Коричневая рубашка
n

1 (в нацистской Германии) штурмовик

2 член какой-либо фашистской партии или группы

классическая рубашка
n мужская рубашка, обычно белого цвета, носимая как часть вечернего платья, обычно с усиленной или декоративной передней частью

рубашка дедушки
n рубашка без воротника с длинными рукавами

рубашка
n

1 рубашка из ткани для волос, которую носят прилегающей к коже в качестве покаяния

2 тайная беда

рубашка поло
n трикотажная рубашка с короткими рукавами из хлопка с воротником и тремя пуговицами на шее

рубашечка
n
Унизительный сленг гомосексуалист

воротник рубашки
n часть рубашки, доходящая до талии

спортивная рубашка
n мужская неформальная рубашка, иногда из трикотажной шерсти или хлопка, которую можно носить вне брюк

рубашка с набивным рисунком
n
Неформальный напыщенный или формальный человек

футболка
n вариант → Футболка

Футболка , футболка
n легкая простая одежда для верхней части тела, обычно с короткими рукавами
(так называемая из-за формы)

.

красная рубашка - английское определение, грамматика, произношение, синонимы и примеры

Сторонники Хэмптона, надев красных рубашек , срывали республиканские митинги стрельбой и криками. WikiMatrix WikiMatrix

Хочешь надеть красную рубашку ? Ты шокируешь opensubtitles2 opensubtitles2

Вы, с красной рубашкой . OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Красные рубашки Всегда умирают.ЛАЗЕР-википедия2 ЛАЗЕР-википедия2

Темная красная рубашка . OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Краснорубашечники предотвратили почти полное голосование чернокожих в двух округах с преобладанием чернокожих. WikiMatrix WikiMatrix

Глупый долбаный идиот, красный - в рубашке жопа. OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Итак, мы видим избирателя в красной рубашке . QED QED

Нганадилег критикует обе стороны: правительство и красных рубашек : globalvoices globalvoices

К 3 декабря около 5 000 краснорубашечников собрались в Доме штата, чтобы защитить демократов.WikiMatrix WikiMatrix

BangkokDan считает, что красных рубашек провалились gv2019 gv2019

Это из-за красной рубашки ? Татоеба-2020.08 Татоеба-2020.08

Малышка, красная рубашка хорошая opensubtitles2 opensubtitles2

Вы, сэр, человек в красной рубашке ... OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Марк? Кто там джентльмен в красной рубашке ? opensubtitles2 opensubtitles2

Нил, прямо вперед. Красная рубашка , темная куртка opensubtitles2 opensubtitles2

Вы можете купить красную рубашку или синюю рубашку. QED QED

Красная рубашка марш к памятнику Победы. gv2019 gv2019

Красная рубашка Ходьба / бег - чествование тех, кто поддерживает канадские вооруженные силы! [2007-06-04] Парки Канады: Гига-френ Гига-френ

Рубашка красная , стенка. OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Чтобы вызвать сочувствие жителей Бангкока, сотрудники службы Red Shirts отправили это сообщение электронной почты. gv2019 gv2019

Красная рубашка явно не цель Хэнка.OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Красная рубашка перед мамой. OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

L - Что такое «механизм Red Shirt »? Обычное сканирование Обычное сканирование

Красные рубашки закончили свои протесты. gv2019 gv2019

.

лучших 25+ предложений для красной рубашки, что означает

списки люди

объявлениячеловек

Вход | Регистрация
ПОШ-РЫНКИ

Все

  • Все
  • женщины
  • Мужчины
  • Дети
  • Дом
  • Люкс
  • Детская спортивная одежда
  • Спортивная одежда для мужчин
  • Спортивная Одежда Для Женщин
  • Баня
  • спальная комната
  • Бутики
  • Бутики для мужчин
  • Столовая
  • Изысканные часы мужские
  • Дары
  • Kicks Kids
  • Пинает мужчин
  • Пинает женщин
  • Кухня
  • Гостиная
  • Роскошные аксессуары для мужчин
  • Роскошный дом
  • Роскошные Дети
  • Роскошные Мужчины
  • Составить
  • Материнство
  • Офис
  • Маленькая
  • Большие размеры
  • Выпускные платья
  • Школа
  • Сезонный Декор
  • Оптовые продажи
  • женщины
  • Мужчины
  • Дети
  • Дом
  • Красота и здоровье
  • Бренды
  • Стороны
  • Как это работает
  • Продать на Poshmark
  • Аксессуары
  • Ремни
  • Маски для лица
  • Очки
  • Перчатки и варежки
  • Аксессуары для волос
  • Шляпы
  • Чулочно-носочные изделия и носки
  • Держатели ключей и карт
  • Чехлы для телефонов
  • Шарфы и накидки
  • Солнцезащитные Очки
  • Часы
  • Купить все женские аксессуары
  • Сумки
  • Детские сумки
  • Рюкзаки
  • Клатчи и браслеты
  • Косметички и чемоданы
  • Сумки через плечо
  • Бродяги
  • Сумки для ноутбуков
  • Рюкзаки
  • Наплечные сумки
  • Сумки
  • Кошельки
  • Купить все женские сумки
  • Одежда
  • Платья
  • Нижнее белье и одежда для сна
  • Куртки и пальто
  • Джинсы
  • Брюки и комбинезоны
  • Шорты
  • Юбки
  • Свитера
  • Плавать
  • Топы
  • Магазин всей женской одежды
  • Ювелирные изделия
  • Браслеты
  • Броши
  • Серьги
  • Украшения на шею
  • Кольца
  • Все ювелирные изделия
  • Составить
  • Румянец
  • Бронзер и Контур
  • Кисти и инструменты
  • Тональный крем
  • Подводка для глаз
  • Тени для глаз
  • Установка порошка и спрея
  • Фонд
  • Бальзам для губ и блеск
  • Помада
  • Тушь
  • Купить всю косметику
  • обувь
  • Ботильоны и пинетки
  • Спортивная обувь
  • Эспадрильи
  • Обувь на плоской подошве и мокасины
  • Каблуки
  • Сапоги выше колена
  • Платформы
  • Сандалии
  • Кроссовки
  • Клинья
  • Зимние и дождевые сапоги
  • Купить всю женскую обувь
  • Популярные стили
  • Новые футболки с рисунком до 25 долларов США
  • Новые серьги-гвоздики
  • Новые кошельки до 25 долларов
  • Джинсы New Citizens Of Humanity
  • Новые пуховики
  • Новые кроссовки Nike Roshe до 75 долларов
  • Новый глянцевый макияж
  • Новые брюки и шорты Lululemon до 100 долларов
  • Новые сумки Longchamp Le Pliage
  • Магазин Все Выставочные залы
  • Аксессуары
  • Ремни
  • Запонки
  • Маски для лица
  • Шляпы
  • Ювелирные изделия
  • Держатели ключей и карт
  • Зажимы для денег
  • Чехлы для телефонов
  • Шарфы
.

Смотрите также